logo
В

Глава 5. Государственное управление: человек, коллектив, общество

...„, ишемии, оощество

тов, в данном параграфе рассматриваются и вопросы государственного управления в масштабах субъектов РФ.

Особенности государственного регулирования различных сто­рон общества. Государство по-разному, с неодинаковой степенью на разных этапах развития регулирует экономические, социальные, по­литические и духовные отношения в обществе. В связи с этим оно по­лучало в истории различные характеристики: государство-зло (левиа­фан), государство-добро, либеральное государство («ночной сто­рож»), не вмешивающееся в экономику, государство благоденствия (обеспечивающее блага всем) и современное трудовое государство, ра­ботающее для общества, оказывающее населению все возрастающие социальные услуги. Однако считается, что современное «работающее государство» (work-fare state) в отличие от «государства благоденст­вия» (welfare state) должно обеспечивать только основные нужды че>-ловека, а он сам должен заботиться о себе и своей семье.

Российское государство, прежде всего путем принятия соответст-. вующего законодательства, в той или иной степени регулирует эконо­мические отношения. Оно устанавливает равноправие и защиту всех форм собственности, обеспечивает свободу предпринимательской деятельности, охраняет свободу конкуренции, запрещает монополи­стическую деятельность, захват рынка и установление монопольных цен. В современных конституциях отсутствует формулировка о «свя-: щенной и неприкосновенной частной собственности», которая приме­нялась раньше. Нет ее и в Конституции РФ. Напротив, во многих кон­ституциях имеются положения о социальной функции частной собст­венности, провозглашается, что собственность обязывает, что она должна служить общему благу, допускается национализация частной собственности (обращение ее в собственность государства) обычно при соблюдении трех условий: в интересах общества (а не отдельных социальных групп), на основе закона, принятого парламентом (а не путем декретов правительства или комиссаров), при выплате равно­ценного, а нередко предварительного возмещения, размер которого в спорных случаях устанавливается судом (а не по усмотрению должно­стных лиц). Некоторые конституции (Италии, Португалии, Бразилии и др.), законы ряда стран (Египта, Филиппин и др.) предусматривают возможность проведения аграрной реформы — установление предела земельной собственности, принудительное отчуждение излишков (а также земель помещиков-абсентеистов, живущих в городе и не об­рабатывающих землю) и распределение их между безземельными, ма­лоземельными крестьянами, сельскохозяйственными рабочими. На­ционализация частных предприятий и целых отраслей (электротехни-

131