logo
В

§ 3. Необходимость, возможности и пределы государственного и муниципального управления

Необходимость.Необходимость государственного и муниципального управления в современном обществе очевидна, во всяком случае чело­вечество не придумало, чем его можно заменить. Осуществление об­щих дел и урегулирование социальных конфликтов в обществе — вот

муниципального

44 Глава 3. Структура государственного и

те две главные причины (есть и другие), обусловливающие необходи­мость применения публичной власти и публичного управления в об­ществе. О этом уже говорилось выше.

В озможности. Возможности государственного и муниципально­го управления для регулирования общественных (а иногда не только общественных) отношений велики. Путем принятия законов и по­следующих управленческих действий в целях общественной или го­сударственной необходимости проводится изъятие законного иму­щества у собственников (национализация определенных отраслей экономики, земли, банков и т.д.), приватизация (передача в частную собственность государственной или муниципальной собственности). Государственный орган — суд при определенных обстоятельствах мо­жет запретить политическую партию, в случае совершения преступ­ления вправе лишить человека свободы и даже жизни, может ото­брать детей у недостойных родителей. Государство (его органы) мо­гут награждать и наказывать, предоставлять льготы и пособия, ли­шать их и т.д. У органов муниципального управления таких возможностей, естественно, меньше, их ресурсы значительно слабее, но и они имеют свою собственность (включая муниципальные пред­приятия, землю), могут налагать взыскания (административные штрафы и другие административные наказания), предоставлять или не предоставлять определенные возможности организациям, награж­дать, выдавать бесплатное жилье нуждающимся, социальные посо­бия и т.д.

Возможности государственного и муниципального управления связаны с четырьмя факторами: волей, властью, силой, материальны­ми и иными ресурсами. Государство, органы субъекта федерации, тер­риториальной автономии, территориального (муниципального) кол- v лектива обладают особой волей, отличной от воли составляющих их членов. Управленческая воля выражается в решениях, принимаемых органами государства, муниципальных образований. Безвольное, рых­лое, не имеющее стратегической линии государство, лишенные един­ства воли органы субъектов Федерации, муниципальные органы не способны выполнять свои задачи должным образом.

Возможности регулятивной деятельности органов государства, муниципальных образований связаны также с их властью. Власть го­сударства верховна, суверенна на всей его территории. Только органы государства вправе принимать обязательнее для всего общества госу­дарственные решения. Власть муниципальных образований не являет­ся государственной, она не суверенна. Ее возможности ограничены ре­гулированием вопросов местного значения.