logo
В

64 Глава 3. Структура государственного и муниципального управления

и ли иные тенденции, можно принять соответствующие управленче­ские меры (например, разрешить или запретить охотникам отстрел зверей в определенных регионах).

Разносторонний характер и множество форм присущи надзору и контролю. Эти два функциональных института близки между собой, но в них есть различия. Надзор предполагает установление фактов (акты проверок и др.) и сообщение компетентным органам для при­нятия мер. Сам надзирающий орган обязывающие управленческие меры не принимает. Контроль связан с принятием решения по суще­ству. Он может иметь своим следствием признание какого-либо пра­вового акта недействительным, а то и наложение штрафа (иного взыскания) на лицо, допустившее крупные недостатки в работе. В государственном и муниципальном управлении контроль направ­лен прежде всего на соблюдение законности и дисциплины. Это кон­троль по подчиненности Каждый руководитель обязан с этой точки зрения осуществлять контроль за деятельностью подчиненных, на него возложен внутренний контроль. Он повседневно проверяет явку на работу, соблюдение трудового режима* осуществляет проме­жуточный контроль выполнения задания, заслушивая информацию подчиненных, их отчеты и доклады. Руководитель может проверить выполнение задания с выездом на место, в беседе с руководителями и работниками того объекта, деятельность которого он поручил проверить государственному служащему. Контроль может осущест­вляться путем проведения совещаний и обсуждения на них решае­мой проблемы.

В сфере государственного и муниципального управления осущест­вляется также внешний надзор и контроль: со стороны вышестоящих органов, со стороны специализированных органов государственного и муниципального контроля (федеральным законом с 1 января 2006 г. в муниципальных образованиях предусмотрено создание спецального контрольного комитета). Парламент, например, может создать следст­венную комиссию для расследования деятельности определенного ор­гана или учреждения. Его счетная палата проверяет исполнение госу­дарственного бюджета в отдельных учреждениях. Действуют органы конституционного контроля (Конституционный Суд РФ, конститу­ционные и уставные суды). Почти в каждом министерстве и ведомстве в России есть служба, департамент, ин.ое подразделение, осуществ­ляющее от имени ведомства надзорные полномочия в отношении под­чиненных и неподчиненных структур по профилю своей деятельности (например, Федеральная служба по надзору в сфере образования и