logo
В

§ 5. Правительства в субъектах Федерации и их роль в управлении V

В подавляющем большинстве субъектов РФ полномочия правитель­ства, как уже отмечалось, выполняет глава субъекта (губернатор и др.). Глава субъекта РФ периодически созывает руководство департамен-

тов, управлений администраций и других должностных лиц на сове­щания, которые имеют консультативный характер. Решения на них принимаются не коллегиально, а главой субъекта.

Как самостоятельный орган исполнительной власти правительст­во, возглавляемое премьер-министром, существует в единичных субъ­ектах РФ (Карелия, Татарстан и др.). Положение правительства субъ­ектов РФ в системе управления неодинаково. В тех субъектах, где нет должности главы субъекта РФ, руководитель правительства, созда­ваемого при участии местного парламента, выполняет некоторые пол­номочия главы субъекта РФ, а остальные полномочия осуществляет правительство. В большинстве субъектов РФ, где правительство по существу не является самостоятельным органом, им непосредственно руководит глава субъекта РФ (губернатор, мэр и др.), совмещающий должность главы субъекта РФ с должностью фактически премьер-ми­нистра. Должность последнего в штатном расписании (регистре) должностей многими субъектами РФ даже не предусмотрена. Там, где такая должность существует отдельно от должности главы субъек­та РФ, фактическим руководителем местного правительства является президент, губернатор субъекта РФ. Премьер-министр субъекта РФ нередко проводит заседания местного правительства, и предлагаемые им решения принимаются без голосования, но это касается тех заседа­ний правительства (без участия главы субъекта РФ), на которых обсу­ждаются и решаются менее существенные вопросы.

Правительство субъекта РФ (как правило, совместно с главой субъекта) осуществляет полномочия, во многом аналогичные полно­мочиям Правительства РФ, в сфере экономики, социальных отноше­ний, образования и науки, охраны природы, правопорядка и т.д. По определенным вопросам оно принимает решения по своему усмотре­нию, по другим вопросам, относящимся к совместной компетен­ции, — только в том случае, если вопрос не урегулирован актами Правительства РФ, другими федеральными органами. В отличие от Правительства РФ местное правительство субъекта (РФ не решает самостоятельно вопросы обороны, государственной безопасности, иностранных дел, но оно занимается этими вопросами, выполняя по­становления Правительства РФ.