logo
В

§ 4. Институты, формы и методы в гос. И муницип. Управлении

ловном — посягательства на жизнь человека, в земельном — изменение целевого назначения сельскохозяйственных земель, в гражданском — торговля частных лиц ядами и т.д. Запреты связаны с наказаниями за их нарушение. УК РФ, КоАП РФ в большей части состоят из норм о запретах и наказаниях за их нарушения.

При нарушении закона (требований должного поведения, установ­ленных, государством, его органами, иными управляющими структу­рами) возможны различные виды ответственности (уголовная, ад­министративная, гражданская, иногда особо выделяют конституцион­ную, материальную и другие виды). Предостережения об ответствен­ности содержатся во многих правовых актах. Конкретные формы ответственности многообразны: ограничение свободы правонаруши­теля, роспуск общественного объединения, систематически нарушаю­щего свой устав, штраф, увольнение, понижение в должности, уплата пени или штрафов при просрочке платежа и т.д. Одна из наиболее ост­рых форм ответственности —репрессия, связанная с прямым насили­ем. Незаконная демонстрация, если грубо нарушается общественный порядок, применяются насильственные действия, вандализм, может быть рассеяна с применением технических средств (напрмер водоме­тов, слезоточивого газа).

Применяя те или иные методы государственного управления, со­ответствующие органы, должностные лица используют конкретные способы административного воздействия. К их числу относятся: ад­ресные задания, назначение или освобождение от должности, регист­рация определенных действий, установление стандартов и квот, учет и статистика, оформление государственных заказов, распоряжение объ­ектами государственной собственности, образование, реорганизация или ликвидация подведомственных объектов, приостановление или отмена правовых актов подведомственных органов и должностных лиц, технические операции и т.д.

С методами и формами управленческой деятельности тесно связа­ны управленческие процедуры, а также конкретные методики, приемы и способы управления (выбор тех или иных из них связан с реальной ситуацией). Среди них — подготовка и принятие решения, координа­ция управленческой (а если необходимо, то и иной) деятельности, ор­ганизационные, регистрационные, разрешительные или учетно-уведо-мительные формы работы, консультативная и информационная дея­тельность. Все государственные и муниципальные органы в разной мере и в разных формах используют процедуры контроля. Вышестоя­щие органы и должностные лица проверяют и контролируют деятель­ность нижестоящих, контролируется ситуация на определенной тер­ритории и т.д. Особые процедуры связаны с учетными, аналитически-

,. ту инициального управления

ми, программными формами работы, а также с отчетностью. В некото­рых государственных органах, их подразделениях, в муниципальной службе учет имеет очень важное значение (например, в отделах район­ных военных комиссариатов — учет призывников в армию, в муници­пальных образованиях — учет избирателей!