logo
В

§ 2. Представительная, непосредственная и «управленческая» демократия 37

лифицированного большинства (для избрания нужно получить /3, /5 и т.д. поданных и действительных голосов избирателей), абсолютного большинства (нужно получить 50% + 1 голос), относительного боль­шинства (получить больше голосов по сравнению с любым другим кандидатом или списком кандидатов). При пропорциональной систе­ме депутатские места делятся в пропорции к собранным разными спи­сками партий голосам. Для распределения мандатов сначала вычисля­ется тем или иным способом избирательная квота (избирательный метр) — число голосов, необходимых для избрания одного кандидата. Каждый список кандидатов (обычно — партийный список, в России — только партийный) получает столько депутатских мест, сколько он имеет квот.

Отзыв депутатов осуществляется путем голосования избирателей, применяется только тот или иной вид мажоритарной системы. Депу­татов парламента обычно (в том числе в России) отозвать нельзя. Ре­ферендум — голосование избирателей по какому-либо проекту реше­ния — проводится по мажоритарной системе. Есть и другие формы на­родных голосований (особенно на местном уровне). Народная законо­дательная (правотворческая) инициатива — сбор определенного числа подписей избирателей под проектом закона, решения муниципального представительного органа. В этом случае такой орган обязан рассмот­реть закон. В России эта форма может использоваться на уровне субъ­ектов РФ и муниципальных образований.

Более подробно все эти вопросы рассматриваются в соответствую­щих главах учебника.

Институтами участия населения в управлении в общегосударст­венном масштабе являются консультативные референдумы (их ре­зультаты не имеют обязывающего характера)1 официально объявлен­ные всенародные обсуждения важных вопросов государственной жиз­ни, вошедшие в практику телевизионные беседы Президента РФ с гра­жданами по общегосударственной связи, выступления граждан со своими предложениями в средствах массовой информации или иным образом*, созыв общегосударственных совещаний и т.д. На уровне субъектов РФ используются некоторые из этих форм, а также народ­ная законодательная инициатива, гражданская инициатива (о них —

Н а общегосударственном уровне в России консультативный референдум не пре­дусмотрен. Он возможен в некоторых субъектах РФ. На уровне муниципальных образо­ваний его некоторым подобием является опрос граждан (об этом — ниже).

С 2005 г. принимаются дополнительные меры, чтобы все политические партии (зарегистрированные) имели равный доступ к государственным средствам массовой ин­формации.