logo
В

Глава 8. Глава государства в системе управления государство

и области внешней политики обширны. Эти две сферы традиционно относятся к полномочиям главы государства.

Президент РФ является Верховным главнокомандующим Воору­женными Силами. Непосредственно ему (а не Председателю Прави­тельства) подчиняется министр обороны, а также некоторые другие ру­ководители министерств и ведомств, имеющие в своем распоряжении войска (министр внутренних дел, директор Федеральной службы безо­пасности, министр по чрезвычайным ситуациям и др.). Президент ут­верждает военную доктрину РФ по обеспечению военной безопасности страны, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ (в соответствии с положениями о казачьих воинских формиро­ваниях он назначает или утверждает также их войсковых атаманов).

При принятии решений по вопросам безопасности страны и внеш­ней политики важную роль, как уже говорилось, играет совещатель­ный орган при Президенте — Совет Безопасности (он занимается так­же и принципиальными вопросами внутренней безопасности, выра­боткой мер по ликвидации внутренних угроз, продовольственной, эко­логической безопасностью и др.). Председателем Совета Безопасности является Президент РФ. В составе Совета имеются назначенные им постоянные и непостоянные члены. В числе постоянных членов не­сколько ведущих министров, председатели палат парламента, а с 2000 г. — также семь представителей Президента РФ в федеральных округах. В Совете Безопасности созданы межведомственные комис­сии, которые взаимодействуют с исполнительными органами государ­ственной власти.

В сфере внешней политики Президент РФ (ему непосредственно подчиняется министр иностранных дел). Он ведет переговоры и под­писывает международные договоры (вести переговоры и подписывать договоры могут также лица и главы делегаций по уполномочию Пре­зидента), подписывает ратификационные грамоты (после принятия законов парламентом о ратификации международных договоров), принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей (эти грамоты адресуются гла­вой одного государства главе другого государства). После консульта­ций с соответствующими комитетами палат Федерального Собрания (обычно это Комитет по иностранным делам) Президент РФ назнача­ет и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях (на уровне послов, кон­сулы назначаются без таких консультаций Министром иностранных дел). Мнение комитета не является решающим.

Определенные полномочия принадлежат Президенту РФ в каче­стве члена (а в соответствии с периодической ротацией, т.е. в данном

213