logo
В

§ 2. Государственное управление и коллектив

121

обязывающего характера). Некоторые граждане РФ обращались в Ев­ропейский суд по правам человека с исками против российского госу­дарства, несколько их исков были Судом удовлетворены, на государст­во были наложены денежные взыскания в пользу потерпевших от дей­ствий органов или должностных лиц государства, нарушивших основ­ные права человека.

При отклоняющемся поведении личности государственные орга­ны в соответствии с законом могут применять санкции. При соверше­нии преступления к виновному лицу может быть применено наказа­ние (уголовная ответственность), вплоть до смертной казни (во мно­гих государствах смертная казнь отменена, в России не применяется). Государство вправе требовать уплаты установленных законом нало­гов, средства от которых идут на затраты для выполнения «общих дел» (оборону государства, содержание государственного аппарата для управления обществом и пр.), соблюдения общественного порядка. В случаях нарушений могут быть применены штрафные санкции (ад­министративная ответственность). Существует гражданско-правовая ответственность индивида перед государством: помимо возмещения ущерба возможны и другие взыскания. Для служащих некоторых ка­тегорий предусмотрена дисциплинарная ответственность (выговор, понижение в должности и др.). В отношении некоторых лиц -- депута­тов представительных органов, выборных должностных лиц (мэров городов и др.) — могут быть применены формы конституционно-пра­вовой и политической ответственности: досрочный отзыв депутата или выборного должностного лица, роспуск представительного органа (и, следовательно, лишение полномочий его членов), увольнение в от­ставку, отрешение от должности главы администрации и др. Меры конституционно-правовой (но не политической) ответственности применяются, как правило, если предварительно судом будет установ­лено нарушение Конституции РФ и законов, а предупреждения об ис­правлении актов, противоречащих Конституции, федеральным зако­нам, не выполнены.

Обладая правами, государство несет обязанности по отношению к индивиду. Организуя охрану общественного порядка, используя подчиненные его органам полицию, внутренние войска, другие свои «материальные придатки», государство обязано защищать человека и гражданина. В соответствии с конституционными формулировками о «социальном государстве» оно должно предоставлять индивидам со­циальные услуги (образование, здравоохранение, пенсионное обеспе­чение, забота об условиях труда и отдыха и т.д.), должно принимать меры по улучшению качества жизни граждан.

Не всегда отношения личности и государства являются правовы-

|ми. Во-первых, как отмечалось выше, есть множество фактических от­ношений, которые не нуждаются в урегулировании правовыми норма­ли. Во-вторых, нельзя сбрасывать со счетов случаи отклоняющегося, правонарушающего поведения человека (преступления и др.). Со сво­ей стороны, государство, его органы иногда нарушают установленные им правовые нормы, не обеспечивает необходимые гарантии личности (например, длительные и массовые задержки выплаты заработной платы и пенсий в России), осуществляет массовые репрессии (напри­мер, сталинские репрессии в отношении граждан и целых народов в прошлом в СССР).