logo
В

§ 4. Институты, формы и методы

в государственном и муниципальном управлении

Объективное и субъективное в организации, формах и методах управления. Организационные структуры, формы и методы, приме­няемые органами и должностными лицами государственного и муни­ципального управления, в конечном, счете объективно обусловлены задачами и функциями таких структур. Как говорилось выше; государ­ственное и муниципальное управление — объективная необходимость для современного общества. Поэтому государственное и муниципаль­ное управление существует в том или ином виде во всех странах (в 2005 г. даже в Саудовской Аравии прошли выборы в наполовину из­бираемые городские советы), хотя в некоторых из них муниципальное управление реализуется в усеченном виде.

На основе указанной необходимости каждая страна выбирает та­кую организацию государственного и муниципального управления, которая отвечает (или предполагается, что отвечает) ее объективно су­ществующим условиям. В России государственное управление осуще­ствляется по иной системе, чем, например, в Великобритании или Ки­тае, а муниципальное управление — иначе, чем, например, во Фран­ции. Вместе с тем выбор той или иной системы государственного или муниципального управления содержит субъективный элемент: струк­туру тех или иных органов, организацию связей между ними выбира­ют люди, наделенные сознанием и волей. Иногда такие подходы раз­личаются довольно сильно: в Объединенных Арабских Эмиратах, как и в некоторых других странах исламского фундаментализма, нет пар­ламентов, а в советской России в свое время была введена система со­ветов. В Японии существует монархическая форма правления, а в Ин­донезии — республиканская (хотя на деле демократии в Японии зна­чительно больше) и т.д. Выбор той или иной системы управления име­ет объективно-субъективный характер. Он зависит не только от условий страны, но отражает подходы, взгляды создателей тех или иных систем, разработчиков конституций, состава законодательных органов, руководителей государства. Иногда такие взгляды находят выражение в своеобразных управленческих системах (Например, в