logo
В

Глава 1. Государственное и муниципальное управление

ле XXI в. во многих странах принято законодательство, получившее на­звание «законы об открытых окнах». В соответствии с ними каждый гражданин (в большинстве стран также лица без гражданства и ино­странцы) может за сравнительно небольшую плату получить по своему требованию копию любого управленческого акта (включая правитель­ственные), если такой акт не имеет секретного характера.

В странах тоталитарного социализма (КНДР, Куба и др.) в качест­ве публичного управления изучается лишь государственное управле­ние, поскольку концепция местного (муниципального) самоуправле­ния отвергается. Советы (органы типа советов) и подчиненные им ор­ганы рассматриваются как органы государственной власти. При под­ходе к изучению применяются принципы марксизма-ленинизма (руководящая роль коммунистической партии, отказ от разделения .властей и др.) с местной спецификой (марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина в Китае, марксизм-ленинизм и идеи чучхе в КНДР и т.д.). Кроме того, преподаются приближенные к практике дисциплины: государственное строительство и партийное (коммуни­стической партии) строительство.

Методология и методы изучения государственного и муници­пального управления. В науке о публичном управлении (государст­венном, муниципальном, корпоративном) существуют различные школы, объединяющие ученых-единомышленников. О некоторых из них упомянуто выше. Вместе с тем имеются различные методологи­ческие подходы, методологические установки, которые существенно разделяют многих исследователей. Это — тоталитарный, демократи­ческий и государственно-религиозный методологические подходы. При тоталитарном подходе к публичному управлению акценты де­лаются на необходимости сильной государственной власти (в неко­торых случаях — диктатуры определенного социального слоя в обще­стве или персональной диктатуры вождя), осуществляется фактиче­ское слияние органов государства, правящей партии (обычно — ком­мунистической, но бывают и другие ситуации), общественные объединения подчинены правящей партии и органам государства, местное самоуправление отменяется, все органы публичного управ­ления в территориальных коллективах объявляются органами госу­дарственной власти. При тоталитарном подходе к управлению дейст­вует административно-командная система управления.

Демократические концепции государственного и муниципаль­ного управления представлены огромным количеством различных школ, в том числе связанных с идеями «государства-зла» и «госу­дарства-добра», «государства — ночнбго сторожа» и государства —