logo
В

53 52 Глава 3. Структура государственного и муниципального управления

Стимулирование используется для ориентации поведения и дея­тельности участников общественных отношений (граждан, юридиче­ских лиц, органов государства и т.д.) в таком направлении, которое субъект управления считает необходимым. Это одна из форм «мягко­го» руководства. Так, путем установления льгот стимулируется объе­динение крестьян в кооперативы любого уровня (это повышает произ­водительность труда, обеспеченность населения товарами, да и госу­дарственным органам удобнее иметь дело с организациями, чем с рас­пыленными мелкими хозяйствами). Формой стимулирования являются государственные награды, премии, присвоение почетных званий за успехи в труде.

В отличие от стимулирования, которое выражает прямую заинте­ресованность государства, метод дозволения в определенной мере ха­рактеризует нейтральную, но благожелательную позицию субъекта управления по отношению к тем или иным общественным явлениям, процессам, видам деятельности. Государство, органы местного само­управления не поощряют те или иные виды деятельности, но и не за­прещают их — граждане, юридические лица сами решают, воспользо­ваться ли предоставляемыми возможностями. Метод дозволения ши­роко используется при регулировании основных прав и свобод лич­ности.

Метод охраны используется прежде всего для обеспечения ста­бильности существующих общественных отношений, сложившегося правового порядка. Охранительной деятельностью занимается прежде всего специализированный аппарат (милиция, суды, прокуратура и др.), многие другие органы выполняют эту задачу попутно. Для за­щиты государства от агрессии создается армия, для защиты от внут­ренних угроз — внутренние войска, но охрана установленных консти­туцией, законом порядков - обязанность всех органов государствен­ного и муниципального управления, должностных лиц.

Требование должного поведения выражает активную заинтересо­ванность органов управления в определенных действиях со стороны физических и юридических лиц, государственных служащих, учреж­дений, организаций, коллективов. В данном случае воля «управлен­цев» проявляется более отчетливо и в жестких формах.

^Запреты — действенная форма отрицательного отношения субъ­екта управления к тем или иным явлениям, поступкам, поведению. В форме запретов государство, органы местного самоуправления ис­ключают вредную, нежелательную для них, общества, человека дея­тельность. В конституционном праве, например, запрещена пропаган­да религиозной розни, в административном — несанкционированные демонстрации, мешающие прохожим и движению транспорта, в уго-