logo
В

§ 1. Субъеет, объект, содержание государственного и муниципального управления 33

управления. Она тоже полезна для управления. Применяя такие меры, необходимо заранее просчитывать эффективность управления: дости; жение наилучших результатов в возможноболее короткий срок с наи­меньшими затратами материальных ресурсов и управленческой энер­гии. Эффективность связана не с количественной стороной управле­ния: избыточность управления (излишек управления) так же плоха," как и его недостаточность (мало управления),* а с его качеством.

Важнейшей материальной базой управления являются ресурсы управления (наличие соответствующих органов, кадров, финансовых возможностей, управленческой техники и т.д.). Решая ту или иную управленческую задачу, важно оценить предварительно наличие ре­сурсов (в том числе не только материальных, а и духовных) для этого.

Важное значение имеют сроки. Управленческая задача должна быть решена в срок. В противном случае может оказаться, что ее реше­ние запоздало.

Прямые и обратные связи в государственном и муниципальном управлении. Воздействие управляющего субъекта (органа, должност­ного лица и т.д.) на объект — это установление его прямых связей с объ­ектом. Такое воздействие может быть постоянным (например, подчи­ненность по службе), эпизодическим или временным (например, введе­ние чрезвычайного положения на срок 30 суток в определенном регионе России). Оно может быть весьма активным, даже силовым (мероприя­тия государственных органов по прекращению демонстрации, признан­ной судом незаконной), а может быть мягким «управлением дирижера» или вовсе внешне незаметным. Для хорошо отлаженного управления характерно именно последнее. Конечно, в чрезвычайных ситуациях не­обходимы и чрезвычайные меры, когда формы прямого управления рез­ко изменяются. Однако применять их следует крайне осторожно, так как они могут разрушить управленческий механизм.

Объектом прямых связей является не только внешний по отноше­нию к управляющей системе объект, но и различные звенья внутри са­мой управляющей системы, между которыми устанавливаются либо вертикальные связи подчиненности, субординации (иерархия), либо горизонтальные, В последнем случае они сводятся к координации, взаимодействию, субсидиарное™, взаимопомощи по осуществлению единых целей государственного или муниципального управления.

Воздействие субъекта управления на объект может соответство­вать воле управляемого объекта — реакция согласия (гражданин доб­ровольно принимает участие в выборах мэра города). Возможно доб­ровольное подчинение (правительство Италии уходит в отставку в ре­зультате вотума недоверия, принятого парламентом). Реакция объекта

3 - 7977