logo
В

Глава 4. Государство как управляющая система

го образования). Эти качества государственной власти делают госу­дарство не только органом для выполнения «общих дел» (например, создание коммуникаций или ликвидация последствий стихийных бед­ствий), но и органом легализованного и легитимного принуждения, а в определенных ситуациях — и насилия.

В-шестых, государство обладает специализированным аппаратом. Это особый слой людей, организованных иерархически и использую­щих государственные средства (в том числе институты принуждения) для управления.

Помимо перечисленных признаков государства, имеющих в своей основе социально-политический характер, обычно называют и другие: разделение населения по административно-территориальным едини­цам1, н&тоги и сборы2, наличие права — особой системы правил (норм), обеспеченных государственным принуждением3.

Суммируя различные подходы, можно сказать, что государство — это универсальное политическое сообщество и одновременно полити­ческая организация, обладающая особой (суверенной государствен­ной) властью и специализированным аппаратом регулятивного воз­действия на общество (в том числе путем легализованного принужде­ния), выражающая в процессе социального арбитража прежде всего волю доминирующего социального слоя, учитывающая в определен­ной мере интересы другах слоев и выполняющая общие для общества задачи.

Системность государства. Государство представляет собой опре­деленную систему. Чтобы выполнять свою роль в обществе, оно нуж­дается в наборе определенных средств: органов, методов деятельности, присущих ему, в «материальных придатках» в виде армии, полиции, тюрем, в создаваемых им правовых нормах и т.д. В условиях демокра­тического государства принято различать органы законодательной (парламент), исполнительной (глава государства, правительство), су­дебной, других ветвей власти. Есть и иные органы государства и иные классификации. Между государственными органами, в соответствии с концепцией разделения ветвей государственной власти, существует разделение задач и ролей, но все они действуют на основе социально-

В некоторых очень небольших по территории государствах (Аруба, Науру, Тува­лу и др.) нет административно-территориального деления. В федеративных государст­вах административно-территориальное деление -1,это деление субъектов федераций.

В некоторых государствах налоги отменялись.

В ряде мусульманских стран, в меньшей степени в Бутане, Израиле иногда роль правовых выполняют религиозные нормы, тоже обеспечиваемые в какой-то мере госу­дарственным принуждением.