logo
В

Глава 8. Глава государства в системе управлеши

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВОМ

\§ 1. Роль главы государства в управлении государством

Институт главы государства. Глава государства - это чаще всего еди­ноличный монарх (в монархии) или президент (в республике). Очень редко бывает коллегиальный монарх (например Совет эмиров в Объе-диненых Арабских Эмиратах) или коллегиальная президентура (Госу­дарственный совет на Кубе, Федеральный совет в Швейцарии). Кол­легиальные президентские советы (обычно из трех человек) нередко создаются также в результате военных и государственных переворо­тов, они имеют временный характер.

Власть главы государства, его роль в управлении государством не­одинакова. В абсолютной, в полуабсолютной монархии (Саудовская Аравия, Оман, Катар и др.) в руках короля, султана фактически сосре­доточена вся власть. Парламента, ограничивающего его полномочия, нет, существующий совет аш-шура, составленный из «авторитетных лиц», имеет консультативный характер (правда, при единогласном ре­шении совета оно фактически становится обязательным для монарха). В дуалистической монархии есть парламент (Иордания, Марокко и др.), но решающие полномочия по управлению сосредоточены в ру­ках монарха. Он назначает премьер-министра и министров (иногда премьер-министром становится он сам, часто поручает эти обязанно­сти одному из близких родственников). Правительство и министры ответственны только перед ним, а не перед парламентом, и выполня­ют волю монарха. В парламентарной монархии (Великобритания, Япония и др.), как уже говорилось выше, монарх царствует, но не правит: его акты (указы и др.) недействительны без подписи прави­тельства, премьер-министра (правило констрасигнатуры, иногда она бывает устной). В президентских республиках (Бразилия, США и др.) президент обладает широкими полномочиями и действительно

I управляет государственными делами. Он по своему усмотрению на­значает министров (назначение иногда нуждается в одобрении пар-

I ламента, но не нижней, а верхней палаты), которые не несут ответст­венности перед парламентом, а отвечают только перед президентом