logo
В

49 48 Глава 3. Структура государственного и муниципального управления

с вое время система «партия-государство» в Гвинее или «дирижируе-мый либерализм» в Замбии).

Система управления в каждой стране регулируется огромным ко­личеством правовых актов, включая конституции, законы, акты главы государства, правительства и т.д., существует множество отдельных положений, определяющих правовой статус тех или иных организа­ций, органов, должностных лиц.

Структуры и институты. В системах управления используются различные управленческие структуры и институты. Структура управ­ления — наиболее крупная составная часть в системе государственно­го или муниципального управления (например, парламентаризм или президенциализм в государственном управлении, англосаксонская или романо-германская структура муниципального управления). По­нятие института государственного или муниципального управления отличается от понятия института права, используемого в юридиче­ских науках. С точки зрения правового подхода институт — это систе­ма правовых норм, регулирующих обособленную часть определенных отношений в рамках данной отрасли права (например, институ собст­венности в гражданском праве, трудового договора — в трудовом).

Институт государственного или муниципального управления — это организационно-функциональное образование, характеризуемое своеобразием управленческих органов, функций, форм и методов дея­тельности, различные стороны таких институтов регулируются пра­вовыми нормами, их названия нередко совпадают с названиями пра­вовых институтов конституционного, муниципального, администра­тивного права (например, институты референдума, административ­ной ответственности, главы администрации местного самоуправле­ния), но во-первых, это иные по характеру, институты (не совокуп­ность норм), а во-вторых, в государственном и муниципальном управ­лении возможны иные классификации институтов. Институтами го­сударственного и муниципального управления являются учреждения (например Пенсионный фонд РФ), коллегиальные и единоличные органы государственной и муниципальной публичной власти (напри­мер, Правительство РФ или субъекта РФ — Ставропольского края, мэр г. Ковров Владимирской области), должностные лица (например, начальник районного отделения милиции), вспомогательный управ­ленческий персонал (сотрудники канцелярий и др.)- Институтами яв­ляются также государственная служба, институт административного режима и др. В рамках этих наиболее общих понятий можно осущест­вить конкретизацию институтов государственного и муниципального управления, например, в рамках органов выделить институт парла-