logo
В

§ 3. Полномочия Правительства рф и его деятельность

скими актами являются правительственные (государственные) про­граммы, о которых говорилось выше.

Акты министерств и ведомств могут иметь нормативный харак­тер, но если такие акты затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина (правила пользования транспортом, свя­зью и т.д.), относятся к определенным сторонам правового статуса общественных объединений, имеют межведомственный характер, то они подлежат обязательной государственной регистрации в Мини­стерстве юстиции РФ. Оно проверяет их на предмет соответствия за­конам, актам вышестоящих органов. Лишь после этого они подлежат регистрации (о чем указывается в самом акте) и обязательному обна­родованию (публикуются, в частности, в «Российской газете»). Такие акты имеют форму приказов, постановлений, инструкций, разъясне­ний о применении того или иного закона, указа Президента РФ, по­становления Правительства (в сфере ведения министерства) и под­писываются руководителем министерства (ведомства).

Выполняя свои задачи, Правительство РФ действует в тесном контакте с Президентом РФ, указы которого оно обязано испол­нять. Правительство взаимодействует с Федеральным Собрани­ем, в котором имеет свое представительство (это статс-секретари министерств — уполномоченные представлять министра и мини­стерство в парламенте). Основная задача представительства — ко­ординировать деятельность федеральных исполнительных орга­нов в парламенте. Деятельность Правительства тесно связана с су­дебными органами. Правительство через соответствующие органы и учреждения (министерства юстиции, внутренних дел, их испра­вительные учреждения, судебных исполнителей и т.д.) обеспечива­ет исполнение судебных решений.

Реализация актов Правительства РФ, а также его повседневная деятельность осуществляется государственными служащими. Внут­реннюю деятельность Правительства, его текущую работу обеспечи­вает рабочий Аппарат Правительства. В Аппарате Правительства соз­даны департаменты и отделы, в которых состоят должностные лица, находящиеся на федеральной государственной службе, и работники вспомогательных служб, не являющиеся чиновниками.

Федеральные отраслевые органы осуществляют контроль за вы­полнением федерального законодательства в соответствующей об­ласти. Они вправе отзывать лицензии, их уполномоченные должно­стные лица, если это устанавливает закон, вправе налагать админи­стративные взыскания (штрафы и др.). Так, в октябре 2002 г. Мини­стерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ в связи с нарушением законов прекратило веща-

264 Глава 10. Исполнительная власть в сист

еме управлени)