logo
В

§ 1. Место и роль прокуратуры в государственном управлении

Система прокуратуры. Прокуратура — особая система органов. Долж­ностные лица этих органов — прокуроры осуществляют от имени госу­дарства полномочия, принадлежащие прокуратуре в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Свои полномочия орга­ны прокуратуры реализуют независимо от других органов государст­венной власти и местного самоуправления. Вмешательство в осущест­вление прокурорской деятельности недопустимо.

Систему прокуратуры трудно отнести к какой-либо из ветвей власти известной триады: законодательной, исполнительной или су­дебной. Некоторые исследователи считают, что прокуратура нахо­дится вне ветвей власти, другие утверждают, что это особая часть ис­полнительной власти, третьи называют органы прокуратуры состав­ной частью рассредоточенной контрольной власти, возникшей в до­полнение к указанным трем в современных условиях. Существуют и иные точки зрения.

Согласно Конституции РФ прокуратура представляет собой единую, федеральную и централизованную систему. Ее единство обеспечивается особым порядком формирования, подчиненности и деятельности. Прокуратура — орган федеральный, субъекты РФ собственных органов прокуратуры не имеют. Централизованный характер прокуратуры связан с особым порядком назначения и подчиненности органов прокуратуры: все прокуроры назначаются Генеральным прокурором и ему, а также вышестоящим прокуро­рам, подчинены.

Систему прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор РФ, на­значаемый на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ на пять лет. Отстраняет от должности Генерального прокурора также Совет Федерации по представлению Президен­та РФ. Президент РФ не может уволить Генерального прокурора, но на практике временно приостанавливал его полномочия (в 1999 г.).

Совет Федерации назначает и отстраняет по предложению Генераль­ного прокурора его заместителей.

Прокуроры субъектов РФ назначаются сроком на пять лет Гене­ральным прокурором РФ, но в соответствии со ст. 129 Конститу­ции РФ они должны назначаться по согласованию с соответствую­щими субъектами. Прокуроры городов и районов, прокуроры специа­лизированных прокуратур (например, военных, транспортных) также назначаются Генеральным прокурором РФ на пять лет и могут быть отстранены им от должности. ,

В прокуратуре РФ имеется коллегия, в состав которой входят Ге­неральный прокурор, его заместители, другие прокуроры, назначен­ные Генеральным прокурором. Коллегия — совещательный орган. Ее решения проводятся в жизнь приказом Генерального прокурора, если он согласен с этими решениями.

Органы военной прокуратуры возглавляет Главный военный про­курор, подчиненный Генеральному прокурору РФ. Он назначается на пять лет и является заместителем Генерального прокурора по должности. Свои полномочия военные прокуратуры осуществляют независимо от командования и органов военного управления.

Основы правового статуса прокуроров. Прокурорами и следова­телями могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое об­разование и обладающие необходимыми профессиональными и, мо­ральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять соответствующие обязанности. На должность помощников прокуро­ров и следователей низовых (районных, городских) прокуратур в ис­ключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся в выс­ших учебных заведениях по юридической специальности. При назна­чении на должность может быть установлен испытательный срок до шести месяцев.

Прокуроры и следователи органов прокуратуры должны быть не­зависимы от политических пристрастий. Они не могут быть членами выборных и иных органов государственной власти и местного само­управления, членами общественных объединений, преследующих по­литические цели, принимать участие в их деятельности. В органах и учреждениях прокуратуры не могут создаваться такого рода объедине­ния. Прокуроры не могут быть связаны решениями общественных объединений, в которых они состоят, не вправе совмещать свою основ­ную деятельность с иной, не только оплачиваемой, но и безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Прокуроры и следователи не обязаны давать какие-либо объясне­ния по существу находящихся в их производстве дел, а также пред-

284