logo
В

Глава 9. Законодательная власть в системе управдени

ция законопроекта, его основы. Далее могут быть предложены по­правки, но изменять концепцию во втором или третьем чтении нель­зя. После первого чтения законопроект, если он принят, рассылает­ся в субъекты РФ. Если более трети законодательных собраний субъ­ектов РФ выскажутся против законопроекта, он не допускается до второго чтения, а создается согласительная комиссия Думы с пред­ставителями субъектов РФ.

Если законопроект принят в первом чтении, он возвращается в ответственный комитет. Для второго чтения ответственный комитет вносит в проект поправки, составляет три таблицы поправок; реко­мендуемых к принятию, к отклонению, и поправки, по которым ко­митетом не принято решений. Материалы предстйвляются в Совет Государственной Думы, он назначает второе чтение.

На втором чтении сначала обсуждаются поправки, рекомендуе­мые комитетом к'принятию, затем — к отклонению, наконец, таблица поправок, в отношении которых комитет не принял решения. Если возникает дискуссия, обсуждается каждая поправка. После голосова­ния по поправкам голосуется предложение о принятии законопроек­та во втором чтении. Если проект не получил большинства голосов, он не считается отклоненным, а возвращается на доработку в коми­тет.

Третье чтение назначается Советом Государственной Думы для принятия законопроекта в качестве закона в целом. Предварительно текст направляется тем же органам и лицам, что и при подготовке первого и второго чтений. В ходе третьего чтения не допускается об­суждение закона в целом, его статей, внесение поправок. Возможны редакционные уточнения. В исключительных случаях может быть поставлен вопрос о возвращении ко второму чтению.

Государственная Дума может провести три чтения в один день, соединить чтения, если предлагается бесспорный и срочный законо­проект. Так были приняты поправки к закону о военной службе, не­которые другие поправки к законам.

Рассмотрение закона в Совете Федерации. Государственная Дума все принятые ею законы направляет в Совет Федерации. Неко- . торые из них подлежат обязательному рассмотрению в Совете Феде­рации (законы по вопросам федерального бюджета и некоторым дру­гим финансовым вопросам, международных договоров, государствен­ной границы и др.). Другие законы не подлежат обязательному рас­смотрению в Совете Федерации. Они могут им рассматриваться, а могут не рассматриваться. Однако если по истечении 14 дней после их получения Совет Федерации не приступил к их рассмотрению, та-

246