logo
В

§ 4. Институты, формы и методы в гос. И муницип. Управлении

тельности особенно широко применяются организационно-техниче­ские методы, приемы, способы.

Правосудие осуществляется судом. Суд призван в особой процессу­альной форме разрешать конфликты, возникающие между органами го­сударства и местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, гражданами и органами государства, а также решать другие во­просы (например, официально устанавливать факты, имеющие юри­дическое значение). Суд рассматривает конкретные дела и споры в су­дебной коллегии (некоторые дела может решать единолично судья). Решения суда (после вступления их в силу) должны выполняться все­ми органами государства (в том числе и главой государства, а также парламентом, если суд осуществляет конституционный контроль в от­ношении законов), юридическими и физическими лицами, объедине­ниями и т.д.

Контрольная деятельность государства предусматривает инспек­тирование, проведение проверок соответствия деятельности органов государства и муниципальных образований, должностных лиц зако­нам, актам вышестоящих органов, путем проверки выполнения долж­ностных обязанностей, соблюдения установленных стандартов, пра­вил противопожарной, противоэпидемической и т.д. безопасности. Надзорной или контрольной деятельностью занимаются в ряде стран прокуратура (проверка соблюдения законности), конституционные суды и советы (конституционный контроль), специальные органы (контрольные палаты или управления в Польше, Чехии, Словакии), Счетная палата РФ (проверка исполнения государственного бюдже­та), генеральные контролеры, генеральные ревизоры, омбудсманы (уполномоченные по правам человека, охране окружающей сре­ды и др.). Надзорные органы, как правило, не могут давать каких-то обязательных указаний, распоряжений. Они устанавливают лишь факт, нарушение, составляют об этом акт и наделены правом обра­щаться к парламенту, правительству, вышестоящим (по отношению к проверяемому объекту) органам и должностным лицам, в некоторых странах при обнаружении грубых нарушений указанные органы могут возбудить дело в суде. Контрольные органы обычно вправе принимать обязывающие решения, принудительные меры. Впрочем, различие надзора и контроля в науке недостаточно определено, да и названия соответствующих органов этому не способствуют.

С точки зрения особенностей волеизъявления государства, орга­нов и должностных лиц в государственном и муниципальном управле­нии различают методы стимулирования (поощрения), дозволения, ох­раны, требования, запрета, ответственности, репрессии и др.