logo
В

§ 4. Государственное управление в административно-политической сфере 181

Некоторые полномочия в сфере административно-политической деятельности относятся к совместному ведению Федерации и ее субъ­ектов (защита, но не регулирование прав и свобод человека и граждани­на, защита прав национальных меньшинств, обеспечение правопорядка, общественной безопасности, координация международных и внешне­экономических связей субъектов РФ и др.), они осуществляются и го­сударственными органами РФ, и органами государственной власти субъектов РФ (в последнем случае, если эти отношения не урегулиро­ваны органами РФ или не включены ими в сферу своей деятельности). На уровне муниципальных образований (в городах, районах, но не в мелких селениях) государственное управление в административно-по­литической сфере осуществляется либо соответствующими отделения­ми федеральных министерств и ведомств, либо (если вопросы отнесены Конституцией РФ к сфере предметов совместного ведения) органами субъекта РФ при соблюдении указанного выше условия.

Государственное управление в области обороны включает меры по повседневному обеспечению защиты страны, использование воору­женных сил в случае агрессии против нее (или выполнения обяза­тельств по взаимной обороне от агрессии), выполнение задач, выте­кающих из Устава ООН.

Основа военной организации государства — Вооруженные Силы (Ракетные войска стратегического назначения, Военно-воздушные силы, Военно-морской флот, Сухопутные войска). К выполнению за­дач обороны привлекаются также внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, Железнодорожные войска, войска Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвида­ции последствий стихийных бедствий (МЧС), а также инженерно-тех­нические и дорожно-строительные воинские формирования при дру­гих федеральных органах исполнительной власти.

Управление в области обороны осуществляется только федераль­ными государственными органами, это исключительная компетен­ция РФ. Наиболее широкими полномочиями в этой области наделен Президент РФ, являющийся по должности Верховным главнокоман­дующим. В соответствии с Конституцией РФ он определяет основные направления военной политики, утверждает планы строительства Вооруженных сил, осуществляет руководство Вооруженными силами и другими войсками, в случае возникновения вооруженных конфлик­тов объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит военное положение, издает указы о призыве граждан на военную службу и увольнении в запас, назначает и освобождает от должности высшее ко­мандование, присваивает высшие воинские звания, решает ряд других вопросов в области обороны.

182