logo
В

§ 2. Гос. И муниципальное управление как отрасль знания и учебная дисциплина 21

всесильного регулятора, отстаивающих приоритет экономических или политических методов управления, концепциями государства всеобщего благоденствия и государства, создающего лишь благопри­ятные условия для деятельности индивида, идеями «рациональной бюрократии», технократии и другими концепциями, требующими, с одной стороны, разделения государственного и муниципального управления, с другой — характеризующими муниципальные органы как «агенты государства». При всех различиях демократические кон­цепции опираются на общие постулаты управления — общечеловече­ские ценности, принципы политического и идеологического плюра­лизма, разделения властей, господства права, признание местного са­моуправления и т.д.

Государственно-религиозный (теократический, клерикальный) подход к публичному управлению типичен для государств мусульман­ского фундаментализма (Иран, Саудовская Аравия и др.).

Концепции мусульманского фундаментализма об управлении свя­заны с идеями халифата как лучшей формы управления, с отрицанием выборов в органы государства (они заменяются назначением монар­хом совещательного совета — аш-шуры при правителе). Вместо уча­стия граждан в управлении используется практика меджлиса (прием в установленные дни любого «правоверного» главой государства, кото­рый одновременно является имамом — религиозным главой, и членами его семьи). В арабских странах,-которые.испытали влияние либераль­ных идей и являются республиками (Алжир, Египет и др.), сохрани­лись лишь элементы прежних порядков (фактическое недопущение женщин к политике и государственной службе, хотя такие права зако­ном им предоставлены, аш-шура превратилась в подобие частично из­бираемого консультативного парламента при президенте).

При изучении государственного и муниципального управления используются различные общенаучные и специальные методы. Среди научных методов важное значение имеют анализ и синтез. С их помо­щью, например, выделяются ветви государственной власти (законода* тельная, исполнительная, судебная и др.), создаются понятия государ­ственного аппарата (в широком смысле), муниципального образова­ния, местного самоуправления. Применяются логический метод (с его помощью делаются различные умозаключения, например, о принципе законности в управлении), метод формализации (он помогает, напри­мер, создавать различные классификации), сравнительный метод (позволяет сопоставлять возможности разных способов публичного управления), количественные методы (в том числе статистические, свидетельствующие о составе аппарата управления), метод прогнози­рования (например, вывод о возможном отпочковании новых ветвей

22