logo search
В

Глава 7. Функции государства и государственное управление

(самообразование или образование на дому со сдачей экзаменов), но по некоторым специальностям получение высшего профессионально­го образования в заочной форме или в форме экстерна не допускается (например, медицина, военное дело, иностранные языки). Для любой формы образования и обучения действует единый государственный (федеральный) образовательный стандарт (необходимый минимум знаний).

В России сложилась следующая система государственных органов управления образованием: Министерство образования и науки РФ; со­ответствующие управления (департаменты, отделы) в других мини­стерствах и ведомствах, которые управляют своими учебными заведе­ниями данного профиля (военные училища, институты и академии в министерствах обороны, внутренних дел, здравоохранения, транспор­та); государственные органы управления образованием в субъектах РФ. Существуют и муниципальные (местные) органы управления об­разованием (например, отделы народного образования, входящие в ад­министрацию муниципального района или муниципального городско­го поселения), они занимаются прежде всего вопросами начального и начального профессионального (профтехшкола) образования.

Государственные органы образования разрабатывают целевые ■ программы, государственные (федеральные) образовательные стан­дарты1, создают структуру образования, осуществляют государствен­ную аккредитацию образовательных учреждений (после этого учреж­дения вправе выдавать документы, дипломы об образовании единого государственного образца), устанавливают эквивалентность докумен­тов об образовании, в частности иностранных документов (нострифи-кация), определяют порядок аттестации педагогических работников, финансируют созданные ими образовательные учреждения и устанав­ливают нормативы материальной и иной обеспеченности образова­тельного процесса.

Основную роль в осуществлении государственной политики в об­ ласти образования играет Министерство образования и науки РФ. Во­ просами образования в нем занимаются федеральные службы по обра­ зованию, по надзору в сфере образования и науки. Министерство ру­ ководит подчиненными ему образовательными учреждениями (преж­ де всего высшего профессионального образования, среднее образова­ ние обычно входит в сферу управленческой деятельности субъек- . ,,: А» /...■'■■ f

Помимо федерального компонента, который обязателен для всех субъек­тов РФ, в стандарт могут быть включены региональный и вузовский (для данного вуза) компоненты.

. § 3. Государственное управление в сфере социальных отнодгений 177

тов РФ) и выполняет функциональные обязанности по отношению к неподчиненным образовательным учреждениям (например негосу­дарственным вузам). Министерство обеспечивает сохранение единого образовательного пространства Российской Федерации, условия для реализации конституционного права граждан на образование, коорди­нацию сферы образования и научно-исследовательской деятельности, внедрение научных разработок в сферу образования, координирует и контролирует деятельность других исполнительных органов в сфере образования. Оно разрабатывает типовые положения об образователь­ных учреждениях, устанавливает для подведомственных учреждений ежегодные контрольные цифры всех категорий обучающихся и поря­док приема граждан в государственные учреждения среднего и высше: го профессионального образования, создает действующие на общест­венных началах советы по защите докторских и кандидатских диссер­таций (диссертационные советы), устанавливает правила защиты, присваивает ученую степень доктора наук (эта функция возложена на Высшую аттестационную комиссию, являющуюся структурной ча­стью Министерства). Министерство вправе издавать нормативные акты, обязательные для ведомств, в ведении которых находятся обра­зовательные учреждения, и инспектировать любые образовательные учреждения и органы управления образованием.

Образовательные учреждения бывают дошкольными, общеобразо­вательными (начального общего, основного общего, среднего или пол­ного общего образования), среднего и высшего профессионального об' разования, специальными (для лиц с отклонениями в развитии), допол­нительного образования (например второго высшего образования) и др. Кадры высшей квалификации готовят учреждения высшего профес­сионального образования — институты, университеты, академии и др. В России более 600 государственных вузов и около 400 негосударствен­ных (иногда приводятся и другие данные), в целом в них обучаются около 3 млн студентов. Вузы теперь имеют значительную администра­тивную и хозяйственную самостоятельность, утвердилась академиче-' екая свобода — право преподавателя вуза излагать материал с тех идео^ .'. логических позиций, которых он придерживается, при соблюдении за­конов и объема знаний, определенного в федеральном образовательном стандарте. Граждане РФ имеют право на получение на конкурсной ос­нове высшего и послевузовского профессионального образования в го­сударственных учреждениях, если образование данного уровня он по­лучает впервые, второе высшее образование он может получить только за плату. Вуз должен иметь лицензию, пройти аккредитацию (она дает право на выдачу диплома, иных документов государственного образца),

12-7977

178