logo search
В

§ 1. Правонарушения и ответственность

В сфере государственного и муниципального управления осуществля­ется множество различных действий. Среди них могут быть поступки, вызывающие осуждение окружающих. Грубое обращение государст­венного или муниципального должностного лица, служащего с при­шедшими к нему на прием гражданами, порочащее поведение в обще­ственном месте (например, появление в нетрезвом виде), невыполнен-1 ные обещания и т.д. Рядовой гражданин тоже совершает нехорошие поступки, затрагивающие сферу государственного или муниципаль­ного управления (грубит милиционеру, который делает ему справед­ливое замечание, бросает бытовые отходы во дворе и т.д.). Такие по­ступки влекут за собой отрицательную оценку поведения служащего или гражданина со стороны населения, — форму моральной ответст­венности. В данной главе речь идет о другом — о противоправных дей­ствиях (бездействии) — преступлениях, проступках, причинении иму­щественного и иного вреда, т.е. о правонарушениях.

Правонарушение включает действие или бездействие, обязатель­ное наступление вредных последствий и в большинстве случаев вину субъекта, причинившего вред (умышленную вину или по неосторож­ности в форме небрежности или легкомыслия). Бывают и просто упущения по службе (например, государственный или муниципаль­ный служащий не выполнил вовремя задание начальника) или нару­шение гражданином правил по незнанию (например, лов рыбы во время нереста, что было запрещено постановлением государственно­го или муниципального органа). Такие поступки могут повлечь за со­бой различные формы юридической ответственности, которая вы­полняет карательные, воспитательные, предупредительные, восстано­вительные функции.

Неправомерные поступки могут исходить от управляющих субъ­ектов, органов государства и местного самоуправления, служащих (должностных лиц), несущих за свои действия ответственность (на­пример, конфискация собственности служащим государственной f а-

можни или постановление мэра, запрещающее забастовки на всех му­ниципальных предприятиях на три месяца).

Противоправные действия в сфере государственного и муници­пального управления также совершают организации и лица, не об­ладающие полномочиями в этой сфере (например, коммерческая организация нарушает правила лицензирования или гражданин не­законно носит чужие ордена и медали). Важно различать правона­рушения со стороны государственных и муниципальных органов и должностных лиц, когда они действовали как представители вла­сти, осуществляя государственное или муниципальное управление (например, Правительство РФ приняло постановление, противоре­чащее закону, а мэр города получил взятку) и как частные, юриди­ческие и физические лица, в личном качестве, в гражданско-право­вых отношениях (например, государственный орган не оплачивает счета за потребляемую электроэнергию, министр учинил драку на площади, причинив тяжкое телесное повреждение гражданину, а мэр города, нарушив правила движения, помял чужую автомашину). В первом случае ответственность будет общеправовой (как граждани­на), во втором — специальной правовой (как должностных лиц или государственного муниципального органа).

Правонарушения в сфере государственного и муниципального управления неодинаковы по своей тяжести. Преступления, т.е. дея­ния, имеющие высокую степень общественной опасности, влекут за собой уголовную ответственность, административные проступки (например, мелкое хулиганство) — ответственность в виде админи­стративных взысканий (вплоть до административного ареста до 15 суток), нарушения по службе — дисциплинарную ответственность (выговор в приказе и др.), причинение вреда по гражданскому пра­ву — материальную ответственность или ответственность в основ­ном морального характера (публикация в газете опровержения, со­общения о недостоверности ранее опубликованных сведений). Пре­зидент РФ, главы субъектов РФ и муниципальных образований, коллегиальные органы исполнительной власти, министры, депутаты • представительных органов за свои действия по службе и вне ее мо­гут нести политическую ответственность.