logo search
В

Глава 17. Экономические основы местного самоуправления

327

пального образования) при составлении местных бюджетов. Эти деньги расходуются на решение вопросов местного значения (строительство и ремонт необходимых объектов, местных дорог и т.д.), на инвести­ции и расширение производства, для проведения местных выборов и референдумов, выплаты процентов и погашения долга по займам, ка­питаловложений в муниципальные и иные предприятия, страхования муниципальных объектов, муниципальных служащих, гражданской ответственности и предпринимательского риска, для выдачи дотаций малообеспеченным семьям и др.

Расходы из местного бюджета осуществляются в соответствии с реестром расходных обязательств муниципального образования, ко­торый устанавливается решением его представительного орга­на. В частности, муниципальные образования самостоятельно уста­навливают размеры оплаты труда депутатов, должностных лиц, слу­жащих местного самоуправления, работников и предприятий и учре­ждений. Расходы бюджета используются также на развитие муниципальных предприятий и учреждений, для благоустройства, улучшения санитарного состояния и гигиены населенных пунктов, для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений и населения с учетом численности жителей (для выравнивания ис­пользуются чаще всего дотации, поступающие из федерального или регионального бюджета). При распределении дотаций и субвенций размер бюджетной обеспеченности конкретного муниципального об­разования не должен превышать более чем на 50% среднюю обеспе­ченность муниципальных образований по данному субъекту РФ.

Расходование целевых средств нередко происходит в форме му­ниципального заказа для выполнения определенных программ. Ис­полнитель (поставщик, подрядчик и др.) обычно выбирается по кон­курсу. Заключается договор на выполнение работ, услуг. Расходова­ние средств осуществляется тем органом местного самоуправления, который предусмотрен для этой цели уставом муниципального обра­зования. Муниципальные органы имеют право контроля за ходом выполнения заказа.

Если в связи со стихийными бедствиями, а также вследствие ре­шений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная бюджетная задолженность по исполнению долговых или бюджетных обязательств, превышающая более 30% собственных доходов или 40% всех бюджетных ассигнований (при условии выполнения бюджетных обязательств со стороны бюджета Федерации и ее субъекта), или если при осуществлении переданных государственных полномочий допущено нецелевое расходование вы­деленных средств, то в отношении данного муниципального образо-

вания может быть введена временная финансовая администрация, осуществляемая органами субъекта РФ. Такое решение принимается высшим должностным лицом субъекта РФ на основании решения либо представительного органа данного муниципального образова­ния, либо решения представительного органа субъекта РФ, принято­го 2/3 голосов его установленного состава. Временная финансовая ад­министрация ведает финансовыми делами муниципального образо­вания. Срок ее деятельности — до устранения указанных задолжен­ностей (в некоторых случаях — один год).

Фонды финансовой поддержки. Для выравнивания уровня бюд­жетной обеспеченности муниципальных образований создаются осо­бые фонды финансовой поддержки. Выравнивание осуществляется путем дотаций из этих фондов. В составе расходов бюджета каждого субъекта РФ создается фонд региональный финансовой поддержки. Из этого фонда дотации выделяются муниципальным образованиям поселений и в фонды муниципальных районов для поддержки входя­щих в их состав поселений. Дотации могут быть заменены установле­нием дполнительных нормативов от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты муниципаль­ных образований. Распределение средств из фондов бюджетной под­держки должно быть справедливым и пропорциональным. Разни­ца в размерах субвенций, предоставляемых тем или иным поселени­ям, также не должна превышать нормативов, установленных зако­ном.