§ 3. Законодательный процесс
243
которых предусмотрено Конституцией РФ, т.е. по определенным вопросам (например, о референдуме, о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ и др.). Конституционные законы принимаются большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Законы о поправках к Конституции РФ (кроме поправок к гл. 1, 2 и 9), принимаются по процедуре конституционных законов, но затем подлежат одобрению органами законодательной власти не менее чем ?/3 субъектов РФ. Процедуры, по которым принимаются законы того или иного вида, охватываются термином «законодательный процесс».
Законодательный процесс — это система действий в парламенте, завершающаяся принятием или отклонением закона. Принятие закона состоит из шести стадий: 1) законодательная инициатива; 2) подготовка законопроекта к рассмотрению на пленарном заседаний Государственной Думы; главное в этой стадии — обсуждение законопроекта в комитетах и других органах палаты; 3) обсуждение законопроекта на пленарном заседании Думы; 4) принятие (или отклонение) закона Думой; 5) рассмотрение закона и одобрение (или неодобрение) Советом Федерации; 6) промульгация (подписание, санкционирование и обнародование закона Президентом РФ). Если Совет Федерации не одобрит закон, возможны две дополнительные стадии: 1) создание и работа согласительной комиссии палат (например, летом 2000 г. согласительная комиссия рассматривала вопрос об изменении порядка формирования Совета" Федерации); 2) повторное принятие закона Государственной Думой либо простым большинством (если Дума согласилась с предложениями Совета Федерации), либо 2/3 голосов (если не согласилась). Примером является преодоление вето Совета Федерации более чем Щ голосов Думы 19 июля 2000 г. по вопросу о праве Президента РФ смещать с должности глав исполнительной власти субъектов РФ при определенных условиях (нарушение Конституции РФ и законов и отказ устранить его). Стадии рассмотрения в Совете Федерации может не быть, если принятый Государственной Думой закон не подлежит обязательному рассмотрению в нем (ст. 106 Конституции РФ) или если,в течение 14 дней законопроект не был рассмотрен в Совете Федерации (Конституционный Суд РФ истолковал эту норму так: 14 дней исчисляются не с момента поступления закона из Государственной Думы в Совет Федерации,,а с момента начала рассмотрения его в Совете Федерации).
Дополнительные две стадии возможны также.и при использовании Президентом РФ права вето: 1) принятие предложений Прези-
дента Государственной Думой и принятие закона в новой редакции; 2) преодоление вето 2/з голосов1 (от общего числа) в каждой палате и обязательная промульгация закона Президентом в этом случае.
Таким образом, в зависимости от ситуации число и характер стадий законодательного процесса могут быть различными.
Законодательная инициатива. Под законодательной инициативой понимается право внести законопроект, (письменный текст), которому соответствует обязанность парламента его рассмотреть (при рассмотрении можно сразу отвергнуть). Такое право имеют только субъекты законодательной инициативы (предложения других лиц и органов можно представить или переслать в Федеральное Собрание, но это не влечет обязанности их рассмотреть). Законопроект вносится в Государственную Думу (Совет Федерации, если желает предложить законопроект, тоже вносит его в Думу), он обсуждается и принимается Думой, и только после этого поступает в Совет Федерации.
Субъектами права законодательной инициативы являются: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Эти органы и лица имеют право законодательной инициативы в широком объеме (исключая законопроекты о поправках к Конституции). Частичную законодательную инициативу (по вопросам их ведения) имеют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший- Арбитражный
Суд РФ.
При внесении законопроекта в Думу должны быть представлены: пояснительная записка; текст законопроекта; перечень актов федерального законодательства, которые утрачивают силу или должны быть изменены в связи с принятием данного закона; финансово-экономическое обоснование (если закон потребует затрат); заключение Правительства РФ (если вносятся законопроекты по вопросам налогов, государственных займов и другие законопроекты финансового характера). На практике на такое заключение законопроект направляет Совет, Государственной Думы.
Подготовка законопроекта к рассмотрению. Совет Государственной Думы назначает ответственный за законопроект комитет и включает проект в программу работ (на сессию или в календарь на месяц). Одновременно законопроект направляется в комитеты и комиссии Государственной Думы, в депутатские объединения, Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ (при необходимости — в Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ), а если законопроект относится к предметам
16*
245
совместного ведения Федерации и субъектов, — в законодательные органы субъектов. Если более У3 субъектов РФ высказываются против законопроекта, он не обсуждается, а возвращается на доработку. Если поступают альтернативные проекты по одному и тому же вопросу (иногда поступает до 13 проектов), они предварительно изучаются в комиссиях, за основу принимается один, остальные используются в качестве поправок, дополнений.
Подготовленный для первого чтения в Государственной Думе проект направляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение на пленарном заседании. Одновременно он рассылается Аппаратом Государственной Думы Президенту РФ, Совету Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, инициатору законопроекта.
При принятии законопроекта к рассмотрению и в ходе обсуждения он рассылается всем субъектам РФ. Если законодательные собрания У3 субъектов РФ выскажутся против законопроекта, он снимается с обсуждения. Такие возражения были (в том числе в 2004 г. со стороны Чувашии), но никогда возражений от '/3 числа субъектов РФ не было получено.
Обсуждение законопроекта. На пленарном заседании обычно бывает три чтения (некоторые из них могут быть соединены), при обсуждении проекта государственного бюджета — четыре.
В первом чтении на пленарном заседании обсуждается концепция законопроекта, его актуальность, практическая значимость, дается оценка его соответствия Конституции РФ. Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта (депутата, представителя соответствующего органа и др.). Затем следует содоклад представителя ответственного комитета (после поступления законопроекта от диц и органов, обладающих правом законодательной инициативы, он передается в один из комитетов, соответствующих по своему названию профилю, содержанию проекта). Далее по решению Государственной Думы возможны ответы на вопросы, затем следуют выступления (предложения, замечания) депутатских объединений, депутатов, полномочных представителей Президента РФ и Правительства РФ в Государственной Думе, других лиц, приглашенных на обсуждение. По результатам обсуждения Дума путем голосования, может принять законопроект в первом чтении и продолжать работу над ним (прежде всего, что делает инициатор и ответственный комитет, учитывающие замечания), может сразу принять его как закон, а может отвергнуть. В последнем случае законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит. В первом чтении принимаются или отвергаются концеп-.
- § 2. Государственное и муниципальное управление
- Глава 1
- § 1. Государственное и муниципальное управление — системное управление
- § 1. Государственное и муниципальное управление — системное управление 13
- § 1. Государственное и муниципальное управление — системное управление 15
- Глава 1. Государственное и муниципальное управлени
- § 2. Государственное и муниципальное управление как отрасль знания и учебная дисциплина
- § 2. Гос. И муниципальное управление как отрасль знания и учебная дисциплина 17
- Глава 1. Государственное и муниципальное управление
- § 2. Гос. И муниципальное управление как отрасль знания и учебная дисциплина 21
- Глава 1. Государственное и муниципальное управление
- Глава 2
- § 1. Территориальный публичный коллектив
- Глава 2. Территориальный публичный коллектив, публичная в.
- § 1. Территориальный публичный коллектив
- § 1. Территориальный публичный коллектив
- § 2. Государств, и муниципальное управление — реализация публичной власти 29
- Глава 2. Территориальный публичный коллектив, ny6j
- Глава 3
- § 1. Субъект, объект, содержание государственного и муниципального управления
- Глава 3. Структура государственного и муниципального управления
- § 1. Субъеет, объект, содержание государственного и муниципального управления 33
- 34 Глава 3. Структура государственного и муниципального управления
- § 2. Представительная, непосредственная и «управленческая» демократия 35
- § 2. Представительная, непосредственная
- 36 Глава 3. Структура Государственного и муниципального управления
- § 2. Представительная, непосредственная и «управленческая» демократия 37
- 38 Глава 3. Структура государственного и муниципального управления
- § 2. Представительная, непосредственная и «управленческая» демократия 39
- Глава 3. Структура государственного и му:
- § 2. Представительная, непосредственная и «управленческая» демократия
- 42 Глава 3. Структура государственного и муниципального управления
- § 3. Необходимость, возможности и пределы гос. И муницип. Управления 43
- § 3. Необходимость, возможности и пределы государственного и муниципального управления
- § 3. Необходимость, возможности и пределы гос. И муницип. Управления 45
- Глава 3. Структура государственного и муниципального управления
- § 4. Институты, формы и методы в гос. И муницип. Управлении
- § 4. Институты, формы и методы
- 49 48 Глава 3. Структура государственного и муниципального управления
- § 4. Институты, формы и методы в гос. И муницип. Управлении
- § 4. Институты, формы и методы в гос. И муницип. Управлении
- 53 52 Глава 3. Структура государственного и муниципального управления
- § 4. Институты, формы и методы в гос. И муницип. Управлении
- § 5. Администрирование и менеджмент
- § 5. Администрирование и менеджмент в гос..И муниципальном управлении 55
- § 5. Администрирование и менеджмент в гос. И муниципальном управлении 57
- § 5. Администрирование и менеджмент в гос. И муниципальном управлении 59
- Глава 3. Структура государственного и муниципального управлени
- § 5. Администрирование и менеджмент в гос. И муниципальном управлении 61
- Глава 3. Структура государственного и муниципального управления
- § 5. Администрирование и менеджмент в roc; и муниципальном управлении 63
- 64 Глава 3. Структура государственного и муниципального управления
- § 5. Администрирование и менеджмент в гос. И муниципальном управлении 65
- § 5. Администрирование и менеджмент в гос. И муниципальном управлении 67
- § 5. Администрирование и менеджмент в гос. И муниципальном управлении
- § 6. Нормативная основа государственного и муниципального управления
- § 6. Нормативная основа государственного и муниципального управления 71
- Глава 3. Структура государственного и муниципального;
- § 6. Нормативная основа государственного и муниципального управления
- § 6. Нормативная основа государственного и муниципального управления 75
- § 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия 77
- Глава 4
- § 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление
- Глава 4. Государство как управляющая система
- 80 Глава 4. Государство как управляющая система
- § 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия 81
- Глава 4. Государство как управляющая система
- § 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия 83
- Глава 4. Государство как управляюща
- § 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия
- Глава 4. Государство как управляющая система
- § 2. Гос. Власть, гос. Управление и гос. Режим
- § 2. Государственная власть, государственное управление и государственный режим
- Глава 4. Государство как управляющая система
- § 2. Гос. Власть, гос. Управление и гос. Режим
- Глава 4. Государство как управляющая система
- § 2. Гос. Власть, гос. Управление и гос. Режим
- Глава 4. Государство как управляющая система
- § 2. Гос. Власть, гос. Управление и гос. Режим
- Глава 4. Государство как управляющая система
- § 2. Гос. Власть, гос. Управление и гос. Режим
- Глава 4. Государство как управлякяца)
- 3. Государственный аппарат, государственная служба и должностное лицо
- § 3. Государственный аппарат, государственная служба и должностное лицо 101
- § 3. Государственный аппарат, государственная служба и должностное лицо 103
- 104 Глава 4. Государство как управляющая система
- § 3. Государственный аппарат, государственная служба и должностное лицо 105
- § 3. Государственный аппарат, государственная служба и должностное лицо 107
- § 3. Государственный аппарат, государственная служба и должностное лицо 109
- § 4. Институты непосредственной демократии в управлении государством 113
- § 4. Институты непосредственной демократии в управлении государством
- Глава 4. Государство как управляющая система
- Глава 5
- § 1. Государственное управление и человек
- Глава 5. Государственное управление: человек, коллектив, обще
- § 1. Государственное управление и человек
- § 1. Государственное управление и человек
- Глава 5. Государственное управление: 'человек, коллектив
- § 2. Государственное управление и коллектив
- § 2. Государственное управление и коллектив
- Глава 5. Государственное управление: человек, коллектив, обществ'
- § 2. Государственное управление и коллектив
- § 2. Государственное управление и коллектив
- § 3. Государственное управление и общество
- § 3. Государственное управление и общество
- § 3. Государственное управление и общество
- Глава 5. Государственное управление: человек, коллектив, общество
- § 3. Государственное управление и общество
- Глава 5. Государственное управление: человек, коллектив, общество
- § 3. Государственное управление и общество
- Глава 6
- § 1. Территория и управление
- Глава 6. Территориальные уровни государственного ynpai
- § 2. Общегосударственное управление
- § 2. Общегосударственное управление
- Глава 6. Территориальные уровни
- § 2: Общегосударственное управление
- Глава 6. Территориальные уровни государственного управления
- § 3. Государственное (государствоподобное) управление субъекта федерации 141
- § 3. Государственное (государствоподобное) управление
- Глава 6. Территориальные уровни государственного управления
- § 4. Государственное управление и территориальная автономия
- § 4. Государственное управление !'и территориальная автономия
- Глава 6. Территориальные уровни государственного управления
- § 5. Государственное управление, административно-территориальные единицы 145
- § 5. Государственное управление, административно-территориальные единицы и муниципальные образования
- § 5. Государственное управление, административно-территориальные единицы 147
- Глава 6i Территориальные уровни государственного управления
- § 6. Особенности управления крупными городами
- § 6. Особенности управления крупными городами
- § 6. Особенности управления крупными городами
- Глава 6. Территориальные уровни государстве
- § 6. Особенности управления крупными городами
- § 6. Особенности управления крупными городами
- § 1. Функции государства
- Глава 7
- § 1. Функции государства
- Глава 7. Функции государства и государственное управление
- § 1. Функции государства
- Глава 7. Функции государства и государственное управление
- § 2. Государственное управление в сфере экономики
- § 2. Государственное управление в сфере экономики
- § 2. Государственное управление в сфере экономики
- § 2. Государственное управление в сфере экономики
- Глава 7. Функции государства и государственное управление
- § 2. Государственное управление в сфере экономики
- Глава 7. Функции государства и государственное управление
- § 2, Государственное управление в сфере экономики
- § 2. Государственное управление в сфере экономики
- Глава 7. Функции государства и государственное управление
- § 3. Государственное управление в сфере социальных отношений
- § 3. Государственное управление в сфере социальных отношений
- Глава 7. Функции государства и государственное управление
- § 3. Государственное управление в сфере социальных отношений
- Глава 7. Функции государства и государственное управление
- Глава 7. Функции государства и государственное управление
- § 3. Государственное управление в сфере социальных отношений
- Глава 7. Функции государства и государственное управление
- § 4. Государственное управление в административно-политической сфере
- § 4. Государственное управление в административно-политической сфере 181
- Глава 7. Функции государства и государственное управление
- § 4. Государственное управление в административно-политической сфере 183
- Глава 7. Функции государства и государственное управление
- § 4. Государственное управление в административно-политической сфере 185
- § 4. Государственное управление в административно-политической сфере 189
- § 4. Государственное управление в административно-политической сфере 191
- Глава 7. Функции государства и государственное управление
- § 5. Государственное управление в сфере культуры и идеологии
- § 5. Государственное управление в сфере культуры и идеологии
- Глава 7. Функции государства и государственное управление
- § 7. Межотраслевое государственное управление
- § 6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
- § 7. Межотраслевое государственное управление
- Глава 7. Функции государства и государственное управление
- Глава 8
- Глава 8. Глава государства в системе управлеши
- § 1. Роль главы государства в государственном управлении
- Глава 8. Глава государства в системе управления
- § 1. Роль главы государства в государственном управлении
- Глава 8. Глава государства в системе управления гос)
- § 2. Полномочия и деятельность Президента рф
- § 2. Полномочия и деятельность Президента рф
- Глава 8. Глава государства в системе
- § 2. Полномочия и деятельность Президента рф
- § 2. Полномочия и деятельность Президента рф
- Глава 8. Глава государства в системе управления государством
- § 2. Полномочияи деятельность Президента рф
- Глава 8. Глава государства в системе управления государством
- § 2. Полномочия и деятельность Президента рф
- Глава 8. Глава государства в системе управления государство
- § 2. Полномочия и деятельность Президента рф
- § 3. Досрочное освобождение Президента рф от должности и его ответственность 215
- § 3. Досрочное освобождение Президента рф от должности и его ответственность
- § 4. Глава администрации субъектов рф и его роль в управлении
- Глава 8. Глава государства в системе управления государством
- § 4. Глава администрации субъектов рф и его роль в управлении
- Глава 8. Глава государства в системе управления государством
- § 4. Глава администрации субъектов рф и его роль в управлении
- § 1. Роль законодательной власти в государственном управлении
- Глава 9
- § 1. Роль законодательной власти в государственном управлении
- § 1. Роль законодательной власти в государственном управлении
- § 2. Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента
- § 2. Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента 227
- Глава 9. Законодательная власть в системе управления государством
- § 2. Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента 229
- Глава 9. Законодательная власть в системе управления I
- § 2. Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента 231
- Глава 9. Законодательная власть в системе управления государством
- § 2. Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента 233
- Глава 9. Законодательная власть в системе управления госу.
- § 2. Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента 235
- § 2. Структура, полномочия и порядок деятельности российски
- § 2. Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента 239
- § 3. Законодательный процесс
- § 3. Законодательный процесс
- Глава 9. Законодательная власть в системе управления государством
- § 3. Законодательный процесс
- § 3. Законодательный процесс
- Глава 9. Законодательная власть в системе управдени
- § 4. Законодательный орган субъекта рф и их роль в управлении
- § 4. Законодательные органы субъектов Федерации и их роль в управлении
- § 4. Законодательный орган субъекта рф и их роль в управлении 249
- Глава 9. Законодательная власть в системе V:
- Глава 10
- § 1. Роль органов исполнительной власти в государственном управлении
- § 2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства рф 253
- § 2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства рф
- § 2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства рф
- § 2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства рф 257
- § 3. Полномочия Правительства рф и его деятельность
- § 3. Полномочия Правительства рф и его деятельность
- Глава 10. Исполнительная власть в системе управления государством
- § 3. Полномочия Правительства рф и его деятельность
- § 3. Полномочия Правительства рф и его деятельность
- § 4. Ответственность Правительства рф
- § 4. Ответственность Правительства рф
- § 5. Правительства в субъектах Федерации и их роль в управлении V
- § 1. Роль судебной власти в государственном управлении
- Глава 11
- § 1. Роль судебной власти в государственном управлении
- § 1. Роль судебной власти в государственном управлении
- Глава 11. Судебная власть в системе управления государством
- § 2. Судебная система Российской Федерации
- § 2. Судебная система в Российской Федерации
- Глава 11. Судебная власть в системе управления государством
- Глава 11. Судебная власть в системе управления государством
- § 2. Судебная система Российской Федерации
- Глава 11. Судебная власть в системе управления государством
- § 2. Судебная система Российской Федерации
- Глава 11. Судебная власть в системе управления государством
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- § 3. Конституционные принципы правосудия
- § 1. Место и роль прокуратуры в государственном управлении
- Глава 12
- § 1. Место и роль прокуратуры в государственном управлении
- Глава 12. Прокуратура в системе управления государство!
- § 2. Прокурорский надзор
- § 2. Прокурорский надзор
- Глава 12. Прокуратура в системе управления государством
- § 2. Прокурорский надзор
- § 1. Центральные органы с особым статусом
- Глава 13
- § 1. Центральные органы с особым статусом
- Глава 13. Другие органы в системе управления государством
- § 1. Центральные органы с особым статусом
- Глава 13. Другие органы в системе управления государством
- § 1. Центральные органы с особым статусом
- Глава 13. Другие органы в системе управления государством
- § 1. Центральные органы с особым статусом
- Глава 13. Другие органы в системе управления гос;
- § 2. Органы государственного управления на местах
- § 2. Органы государственного управления на местах
- Глава 13. Другие органы в системе управления го
- § 2. Органы государственного управления на местах
- § 1. Понятие местного самоуправления
- Глава 14
- § 1. Понятие местного самоуправления
- § 2. Правовые основы и гарантии местного самоуправления
- § 2. Правовые основы и гарантии местного самоуправления
- § 2. Правовые основы и гарантии местного самоуправления
- Глава 15
- § 1. Классификации местных территориальных единиц и понятие муниципального образования
- Глава 15. Муниципальное образование
- § 1. Классификации местных территориальных единиц
- Глава 15. Муниципальное образование
- § 2. Муниципальные образования и объединения муниципальных образований в России
- § 2. Муниципальные образования и объединения муниц. Образований в России 311
- Глава 15. Муниципальное образование
- § 2. Муниципальные образования и объединения муниц. Образований в России 313
- Глава 16. Полномочия органов рф, ее субъектов и муниц. Образований 315
- Глава 16
- Глава 16. Полномочия органов рф, ее субъектов и муниц. Образований 317
- Глава 17 «
- Глава 17. Экономические основы местного самоуправления
- Глава 17. Экономические основы местного самоуправления
- Глава 17. Экономические основы местного самоуправления
- Глава 17. Экономические основы местного самоуправления
- Глава 17. Экономические основы местного самоуправления
- Глава 17. Экономические основы местного самоуправления
- Глава 17. Экономические основы местного самоуправления
- Глава 17. Экономические основы местного самоуправления
- Глава 18
- § 1. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
- § 1. Формы осуществления населением местного самоуправления 329
- § 1. Формы осуществления населением местного самоуправления
- § 1. Формы осуществления населением местного самоуправления
- § 1. Формы осуществления населением местного самоуправления 335
- § 1. Формы осуществления населением местного самоуправления 337
- § 1. Формы осуществления населением местного самоуправления
- Глава 18. Институты непосредственной демократии в местном самоуправлении
- § 1. Формы осуществления населением местного самоуправления
- § 2. Формы участия населения в местном самоуправлении
- § 2. Формы участия населения в местном самоуправлении
- § 2. Формы участия населения в местном самоуправлении
- § 3. Территориальное общественное самоуправление
- § 3. Территориальное общественное самоуправление
- § 3. Территориальное общественное самоуправление
- Глава 19
- § 1. Роль органов и должностных лиц местного самоуправления в обществе 351
- Глава 19. Органы и должностные лица местного самоуправления
- § 2. Представительные органы местного самоуправления
- § 2. Представительные органы местного самоуправления
- Глава 19. Органы и должностные лица местного самоуправления
- § 2. Представительные органы местного самоуправления
- Глава 19. Органы и должностные лица местного самоуправления
- § 3. Выборные должностные лица местного самоуправления
- § 3. Выборные должностные лица местного самоуправления
- Глава 19. Органы и должностные лица местного самоуправления
- § 3. Выборные должностные лица местного самоуправления
- § 4. Администрация муниципального образования
- § 4. Администрация муниципального образования
- Глава 19. Органы и должностные лица местного самоуправления
- § 5. Муниципальная служба
- § 5. Муниципальная служба
- Глава 19. Органы и должностные лица местного самоуправления
- § 6. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления
- § 6. Гос. Контроль за деятельностью органов местного самоуправления 369
- Глава 19. Органы и должностные лица местного самоуправления
- § 6. Гос. Контроль за деятельностью органов местного самоуправления 371
- § 2. Ответственность государственных и муниципальных органов
- Глава 20
- § 1. Правонарушения и ответственность
- § 2. Ответственность государственных и муниципальных , органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
- § 2., Ответственность государственных и муниципальных органов
- § 2. Ответственность государственных и муниципальных органов
- § 3. Ответственность негосударственных организаций
- § 3. Ответственность негосударственных организаций
- § 3. Ответственность негосударственных организаций
- 101000, Г. Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1.
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93.