logo search
В

§ 2. Правовые основы и гарантии местного самоуправления

303

ции с 2006 г. должно осуществляться повсеместное создание муниципальных образований, где для этого существуют условия.

В науке высказываются различные взгляды на суть местного са­моуправления. Традиционными оппонентами являются сторонники двух крупных теорий — общественной и государственной. Первая больше исходит из должного, вторая лучше учитывает сущее.

Общественная теория местного самоуправления возникла в связи с борьбой против королевского абсолютизма и засилием чиновников. Сначала в городах, а затем в сельских поселениях и других админист­ративно-территориальных единицах население отстояло право созда­вать свои выборные органы, которые управляли местными делами. Первоначально это оформлялось хартиями, даруемыми монархами городам. Затем другие территориальные коллективы стали прини­мать свои уставы, став муниципальными образованиями наряду с го­родами. Муниципальные образования имеют свой бюджет, свою соб­ственность, содержат за свой счет подчиненных им служащих (муни­ципальная служба). Что же касается вопросов государственного зна­чения, то общественная теория исходила из того, что их решают назначенные государственные служащие, не подчиненные местному самоуправлению. Такие служащие, согласно этой теории, не должны назначаться в единицы, признанные общинами (ими первоначально признавались только городские поселения). В настоящее время, од­нако, некоторые прежде небольшие города разрослись в мегаполисы (например, Нью-Йорк в США), но теоретически они остаются общи­нами. Должностные лица общей компетенции сюда не назначаются, но в городах обычно создаются делегатуры министерств (отделы, управления и др.), о которых говорилось выше. Они выполняют об­щегосударственные полномочия по вопросам своего ведения.

На уровне городских и сельских поселений (кроме городов Моск­вы и, Санкт-Петербурга, которые являются субъектами Федерации), на уровне районов местное самоуправление действует и в России* Поскольку его органы не входят в систему органов государственной власти, сторонники общественной теории в России отстаивают обще­ственную природу местного самоуправления. Согласно обществен­ной теории должностные лица местного самоуправления — «агенты» общества, их деятельность является негосударственной по своему ха­рактеру.

Государственная теория местного самоуправления исходит из того, что местное самоуправление в конечном счете — часть целост-нбго управления обществом. Основы местного самоуправления (принципы организации, полномочия и др.) определяются законом государства. Поэтому сторонники этой теории считают, что местное

самоуправление — продолжение государственной власти, а органы и должностные лица местного самоуправления — «агенты» государст­венной власти на местах. Обе теории имеют свои достоинства и не­достатки. Первая отстаивает демократические начала местного само­управления, вторая отражает фактическую зависимость органов ме­стного самоуправления от государства, контроль за деятельностью местного самоуправления (правда, только с точки зрения соблюде­ния законности), в том числе со стороны назначенных на места госу­дарственных чиновников общей компетенции (префектов и др.), имеющихся в ряде стран (не во всех). Она учитывает также создание на местах управлений и отделов министерств (не во всех территори­альных единицах). Юридически управленческие органы местного са­моуправления (исполнительные органы, их отделы), должностные лица не подчинены управлениям и отделам министерств на местах, но с ними согласовываются некоторые мероприятия (организация муниципальной полиции, противопожарная охрана и др.).

Чиновники министерских делегатур могут проверять соответст­вующие отделы местного самоуправления по определенным вопро­сам (финансы и др.) и составлять акты проверки. Они могут также давать советы отраслевым органам местного самоуправления.

Таким образом, управление на местах сочетает и общественные, и государственные элементы, последние имеются и в самом местном самоуправлении. Видимо, нужна разработка общественно-государст­венной теории, но прежде всего — разработка концепции особой пуб­личной власти в местном территориальном публичном коллективе.