logo search
В

§ 2. Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента 231

I ции РФ принятые Государственной Думой законы (по существу, за-| конопроекты, законами они становятся позднее) направляются в Со-| вет Федерации, который их одобряет или отклоняет. Совет Федера-| ции может не согласиться с любым законом, принятым Думой (так I называемое право вето). В случае несогласия Совета Федерации у Думы по большинству законов (кроме федеральных конституцион-I: ных законов и законов о поправках к Конституции) есть возмож-;■ ность преодолеть его вторичным принятием закона большинством в 2/3 голосов от списочного (конституционного) состава Думы, и тогда закон считается принятым (после подписи Президента РФ) в редак­ции Думы. Имели место единичные случаи, когда Дума не сумела преодолеть вето Совета Федерации и, напротив, преодолевала.

Законы по некоторым вопросам должны подвергаться обязатель­ному рассмотрению в Совете Федерации (законы по вопросам феде^ I рального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, ва­лютного, кредитного, таможенного регулирования, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты Госу­дарственной границы РФ, войны и мира). Отказ Совета Федерации одобрить такие законы также может быть преодолен -/3 голосов Думы, но она не может преодолеть отказ Совета Федерации принять конституционный федеральный закон, закон о поправке к Конститу­ции РФ. Такие законы могут быть приняты только обеими палатами. Другие полномочия Совета Федерации включают вопросы, по ' которым решение может принять только он. Это:

  1. утверждение изменения границ между субъектами РФ. Вопрос рассматривается после взаимного согласия субъектов, которые пред­ ставляют в Совет Федерации текст соглашения, утвержденного их законодательными органами, и карту местности. Таких решений Со­ вет Федерации принял несколько, в них речь шла о передаче некото­ рых населенных пунктов от одного субъекта Федерации к другому (Ивановская и Нижегородская области, Владимирская и Нижегород­ ская области и др.);

  2. утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения. Указ должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 72 часов с момента его представления в палату;

3') решение вопроса о возможности использования Вооруженных , Сил РФ за пределами России, Решение о направлении за пределы РФ военнослужащих для участия в миротворческой деятельности прини-| мается Президентом РФ, а гражданского персонала (на доброволь­ной основе) — Правительством РФ. Президент РФ принимает реше­ние о направлении воинских формирований на основе 'Постановле­ния Совета Федерации. Совет Федерации "давал такое согласие на

232