logo search
В

§ 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление

Возникновение государства. Государства (государственно-органи­ зованные общества), существующие в современном мире, отличают­ ся друг от друга по размерам (Россия почти в миллион раз больше Республики Науру, расположенной на островке площадью 20 кв км) по численности населения (Китай по численности населения более чем в 20 раз превосходит Великобританию и в 30 тыс. раз - небольшое ост­ ровное государство Кирибати в Океании). Государства неодинаковы по экономическому потенциалу (отдельные страны Тропической Африки фактически не имеют промышленности), по социальной природе (в не­ которых странах мусульманского фундаментализма - Саудовской Ара­ вии, Омане и других - сохранились полуфеодально-теократические монархии США - капиталистическое государство, а Куба - социали­ стическое). Имеется много других различий, но все государства хотя и неодинаковыми способами, выполняют регулятивную', управленческую роль в обществе. " ■ iTr™

Сущность государства как особого явления нельзя уяснить не рас-

™oeroTP0C ° еГ° ВОЗНИКНОВ™- Различают государства первона­чального и производного возникновения. Первоначальное - это посте­пенное, „а протяжении десятков, а то и сотен тысячелетий1 вызревание

лем^ГСК°« С°°бщеСтве особой "РУКтуры, составляющей неотъем­лемую часть общества и в то же время отчуждающегося от него приоб­ретающей власть „ад обществом. При этом у разных народов склС-ВЬ "еодинаковые пРедгос^аР"венные формы, возникали пере ходные структуры, завершавшиеся или не завершившиеся (как во многих районах Африки и Океании) образованием государства

^ляпГ^яТ7 МНОЖество ДОКТР™' объясняющих возникновение го-сударства. В Средние века господствовали взгляды о богоустановлен-

танки че-

В ходе новейших археологических исследований в Африке найдены ос ловекообразного существа, жившего около 7 млн лет назад. напдены ос

ности государства. Оно рассматривалось как явление, дарованное лю­дям «свыше». В Новое время, когда общество стало освобождаться от религиозных оков, появились личностные, индивидуалистические концепции возникновения государства. Некоторые из их привержен­цев исходили из постулата о том, что человек по своей природе — су­щество злое, в обществе идет «война всех против всех», и, чтобы огра­ничить ее проявления, необходимо государство (Т. Гоббс). Иные счи­тали, что, напротив, человек добр и люди заключают для общей пользы между собой общественный договор, который мыслился как фактиче­ское состояние, а не юридический документ (Ж.Ж. Руссо). Позже поя­вились коллективистские трактовки возникновения государства, свя­зывающие этот процесс, в частности, с насилием одних групп общества над другими (внутреннее насилие — Л. Гумплович) или с необходимо­стью управления покоренными племенами (внешнее насилие — Ф. Оппенгеймер). Марксистская классовая теория связывала появле­ние государства не с насилием, а с естественными процессами возник­новения семьи, частной собственности, расколом на этой основе обще­ства на классы и созданием экономически господствующим классом государства, ставшего с точки зрения марксизма-ленинизма органом насилия этого класса.

В настоящее время в западной литературе широко используется в разных вариантах олигархическая теория первоначального возникно­вения государства (от греч. oligos — немногий, arche — власть; олигар-. хия —. власть немногих). Согласно ей, в любом человеческом коллек­тиве (племени, сообществе) складывается определенная иерархия (ранжировка) людей и их групп, возникающая в силу естественного неравенства людей, их неодинаковой физической силы, способностей и т.д. Выделяется элита, верхушка сообщества, которая становится во главе его. В связи с процессами разделения труда, в том числе необхо­димостью выделения функции управления, элита присваивает власть, становится олигархией, в результате чего возникает государство.

Первоначальное возникновение государства с позиций олигархи­ческой теории сводится к трем способам: военному (выделение эли­ты связано с войной и захватом добычи, как было у франков или мон­голов); аристократическому (аристократия — власть лучших, знат­ных, как это было в Древнем Риме); плутократическому (плутокра­тия — власть богатства). Последний способ связан с выделением богатых людей, умело использовавших дары моря (реже — другие дары природы), и формировавшихся вокруг них группировок (это было характерно в основном для приморских и островных районов Востока).

78

; I; : |