logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации

В процессе осуществления своих полномочий, особенно касающихся непосредственного управления и государственной поддержки, Правительство РФ принимает правительственные программы, содержащие положения по поводу долгосрочного планирования в деле решения той или иной проблемы. Иногда эти программы включают в себя обязывающие положения, иногда они представляют список первоочередных мер или шагов последовательной реализации, при помощи которых правительство надеется решить проблему.

Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы по всем вопросам. Оно может вносить в Государственную Думу законопроекты, касающиеся любых сфер жизни страны. Именно правительство готовит и вносит на обсуждение Государственной Думы проект государственного бюджета. Кроме того, все законопроекты и поправки к ним, поступающие в палаты Федерального Собрания, отправляются в правительство, которое может направлять в обе палаты свои официальные отзывы на рассматриваемые законопроекты и предлагать поправки к ним. Эти отзывы подлежат обязательному обсуждению. За исключением списка вопросов, по которым заключение правительства обязательно для обсуждения законопроекта (согласно п. 3 ст. 104 Конституции РФ к ним относятся законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета), правительство может направлять заключение и по любому другому законопроекту.

Председатель и члены Правительства РФ имеют право присутствовать на любых заседаниях палат, их комитетов и комиссий, где обладают прерогативой первоочередного выступления с изложением своей позиции. При постановке на обсуждение вопросов, касающихся деятельности правительства в целом или отдельных его членов, они должны быть приглашены на обсуждение и вправе получить информацию о причине обсуждения.

Основные решения правительства принимаются коллегиально на закрытых заседаниях, хотя иногда проводятся и открытые заседания, на которых присутствует пресса. Решения принимаются большинством голосов, но главенствующую роль в принятии решения играет председатель правительства и формируемый им президиум.

Во всех странах мира основные правительственные решения принимает председатель правительства или президент. В странах парламентской демократии это объясняется партийной дисциплиной и возможностью для премьера заменить неугодного ему министра, а также выбирать из состава министров членов кабинета и «внутреннего кабинета». В президентских республиках это обусловлено личным назначением президентом министра. Исключение составляют двухпартийные и коалиционные правительства, в которых премьер-министр вынужден советоваться с лидерами входящих в правительство партий. В Правительстве Российской Федерации ввиду особого порядка его формирования возможна большая свобода действий министров по отношению к председателю, особенно тех министров, которые подотчетны президенту.

На заседаниях Правительства РФ председательствует председатель, реже – по его поручению один из заместителей, еще реже – президент. Чаще президент проводит совещания с участием председателя правительства, важнейших министров и других лиц. В заседаниях правительства имеют право участвовать председатели палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Счетной палаты, Генеральный прокурор и иные лица в порядке, установленном федеральными законами и самим правительством.

Вопросы, решения по которым принял президиум, могут быть перерешены правительством. Отдельные решения могут принимать межведомственные комиссии и советы, создаваемые правительством, но их решения носят рекомендательный характер для правительства и соответствующих министров158.

Существует четыре вида решений Правительства Российской Федерации:

  1. протокольные решения. Записываются только в протокол заседания;

  2. постановления (нормативные акты). Оформляются в виде актов, имеющих нормативный характер;

  3. распоряжения (ненормативные акты). Оформляются в виде актов, не имеющих нормативного характера;

  4. правительственные программы. Долгосрочные планы развития какой-либо отрасли или решения какой-либо проблемы.

Все разновидности принимаемых Правительством РФ актов издаются во исполнение Конституции, федеральных законов и указов президента, а потому не могут им противоречить.

Проекты актов правительства могут быть внесены его членами, руководителями отраслевых и межотраслевых центральных органов исполнительной власти и главами исполнительной власти субъектов РФ. Они рассматриваются в порядке, предусмотренном постановлением правительства.

Акты министерств и ведомств (приказы, постановления, инструкции, разъяснения о применении того или иного нормативного акта, относящегося к ведению данного структурного подразделения) тоже могут иметь нормативный характер. Они подписываются руководителем подразделения и, в большинстве случаев, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ на предмет соответствия федеральному законодательству и указам Президента РФ. Федеральные отраслевые органы контролируют деятельность субъектов данной отрасли на предмет следования законодательству.

В палатах Федерального Собрания и высших органах судебной власти РФ действуют представители Правительства РФ. Представительство в парламенте координирует в его рамках деятельность исполнительных органов власти. Правительство также через особые органы осуществляет исполнение судебных решений.

За исключением «политических чиновников», в состав Правительства РФ входят государственные служащие, которые и обеспечивают выполнение решений правительства, его министерств и ведомств. Деятельность чиновников организует аппарат правительства, возглавляемый руководителем. В его состав входят департаменты и отделы, в которых состоят должностные лица, находящиеся на государственной службе, и работники, не являющиеся государственными служащими.

Указом Президента РФ предусмотрено три вида государственной службы: гражданская, военная и правоохранительная. При этом в составе гражданской государственной службы выделяют федеральную и гражданскую государственную службу субъектов РФ.

За свою деятельность Правительство РФ несет ответственность. Существует несколько видов ответственности правительства:

  1. политическая ответственность. Ее несет правительство перед президентом и Федеральным Собранием. Эта ответственность выражена в возможности увольнения правительства за ненадлежащее исполнение им своих функций. Политическая ответственность правительства перед президентом носит абсолютный характер, ибо он не связан никакими конституционными ограничениями и может отправить правительство в отставку в любой момент (в этом случае от президента даже не требуются объяснения по поводу причин такого решения). Отставка правительства может быть реализована президентом путем увольнения председателя правительства, хотя он также имеет право уволить и отдельного министра.

Относительную политическую ответственность Правительство РФ несет и перед Государственной Думой, которая может выразить недоверие правительству, но возможность президента после двукратного недоверия парламента правительству выбирать между отставкой правительства и роспуском Государственной Думы делает эту ответственность ограниченной.

Помимо такой крайней меры, как отставка, в законодательстве Российской Федерации предусмотрены другие формы контроля парламента за правительством:

  1. гражданско-правовая ответственность. Ее Правительство РФ несет в случаях, когда его действиями принесен материальный ущерб юридическим и/или физическим лицам. Данную ответственность Правительство несет перед пострадавшими в соответствии с решением суда;

  2. уголовная ответственность. Ее может нести как Правительство РФ в целом, так и отдельные его члены за совершение ими преступлений при исполнении служебных обязанностей. За общеуголовные преступления министры несут ответственность перед законом наравне с остальными гражданами, так как они не обладают неприкосновенностью. В Российской Федерации были примеры уголовного преследования отдельных членов правительства; некоторые из этих дел завершались вынесением приговора.

Отдельные нормативные акты правительства и его действия могут быть обжалованы гражданами в суде.

Уголовная и гражданско-правовая ответственность правительства может быть гарантией от произвола чиновничества только в том случае, если в стране построено гражданское общество и сформировано правовое государство. Только развитая и независимая судебная система может сделать меры юридического контроля за деятельностью правительства по-настоящему эффективными.

Контрольные вопросы:

  1. В чем разница между статусом министра и руководителя ведомства?

  2. Каковы способы формирования правительств?

  3. Каковы порядок формирования и порядок прекращения полномочий Правительства Российской Федерации?

  4. Назовите функции Правительства Российской Федерации.

  5. Перечислите полномочия Правительства Российской Федерации.

  6. Какие бывают виды правительственных решений?

  7. Каковы виды ответственности Правительства Российской Федерации?

Задания для углубленного изучения:

  1. Опишите виды правительств, существующие в мире.

  2. Сравните две модели формирования состава правительства.

  3. Ответственно ли Правительство Российской Федерации перед Федеральным Собранием?