5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
В процессе осуществления своих полномочий, особенно касающихся непосредственного управления и государственной поддержки, Правительство РФ принимает правительственные программы, содержащие положения по поводу долгосрочного планирования в деле решения той или иной проблемы. Иногда эти программы включают в себя обязывающие положения, иногда они представляют список первоочередных мер или шагов последовательной реализации, при помощи которых правительство надеется решить проблему.
Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы по всем вопросам. Оно может вносить в Государственную Думу законопроекты, касающиеся любых сфер жизни страны. Именно правительство готовит и вносит на обсуждение Государственной Думы проект государственного бюджета. Кроме того, все законопроекты и поправки к ним, поступающие в палаты Федерального Собрания, отправляются в правительство, которое может направлять в обе палаты свои официальные отзывы на рассматриваемые законопроекты и предлагать поправки к ним. Эти отзывы подлежат обязательному обсуждению. За исключением списка вопросов, по которым заключение правительства обязательно для обсуждения законопроекта (согласно п. 3 ст. 104 Конституции РФ к ним относятся законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета), правительство может направлять заключение и по любому другому законопроекту.
Председатель и члены Правительства РФ имеют право присутствовать на любых заседаниях палат, их комитетов и комиссий, где обладают прерогативой первоочередного выступления с изложением своей позиции. При постановке на обсуждение вопросов, касающихся деятельности правительства в целом или отдельных его членов, они должны быть приглашены на обсуждение и вправе получить информацию о причине обсуждения.
Основные решения правительства принимаются коллегиально на закрытых заседаниях, хотя иногда проводятся и открытые заседания, на которых присутствует пресса. Решения принимаются большинством голосов, но главенствующую роль в принятии решения играет председатель правительства и формируемый им президиум.
Во всех странах мира основные правительственные решения принимает председатель правительства или президент. В странах парламентской демократии это объясняется партийной дисциплиной и возможностью для премьера заменить неугодного ему министра, а также выбирать из состава министров членов кабинета и «внутреннего кабинета». В президентских республиках это обусловлено личным назначением президентом министра. Исключение составляют двухпартийные и коалиционные правительства, в которых премьер-министр вынужден советоваться с лидерами входящих в правительство партий. В Правительстве Российской Федерации ввиду особого порядка его формирования возможна большая свобода действий министров по отношению к председателю, особенно тех министров, которые подотчетны президенту.
На заседаниях Правительства РФ председательствует председатель, реже – по его поручению один из заместителей, еще реже – президент. Чаще президент проводит совещания с участием председателя правительства, важнейших министров и других лиц. В заседаниях правительства имеют право участвовать председатели палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Счетной палаты, Генеральный прокурор и иные лица в порядке, установленном федеральными законами и самим правительством.
Вопросы, решения по которым принял президиум, могут быть перерешены правительством. Отдельные решения могут принимать межведомственные комиссии и советы, создаваемые правительством, но их решения носят рекомендательный характер для правительства и соответствующих министров158.
Существует четыре вида решений Правительства Российской Федерации:
протокольные решения. Записываются только в протокол заседания;
постановления (нормативные акты). Оформляются в виде актов, имеющих нормативный характер;
распоряжения (ненормативные акты). Оформляются в виде актов, не имеющих нормативного характера;
правительственные программы. Долгосрочные планы развития какой-либо отрасли или решения какой-либо проблемы.
Все разновидности принимаемых Правительством РФ актов издаются во исполнение Конституции, федеральных законов и указов президента, а потому не могут им противоречить.
Проекты актов правительства могут быть внесены его членами, руководителями отраслевых и межотраслевых центральных органов исполнительной власти и главами исполнительной власти субъектов РФ. Они рассматриваются в порядке, предусмотренном постановлением правительства.
Акты министерств и ведомств (приказы, постановления, инструкции, разъяснения о применении того или иного нормативного акта, относящегося к ведению данного структурного подразделения) тоже могут иметь нормативный характер. Они подписываются руководителем подразделения и, в большинстве случаев, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ на предмет соответствия федеральному законодательству и указам Президента РФ. Федеральные отраслевые органы контролируют деятельность субъектов данной отрасли на предмет следования законодательству.
В палатах Федерального Собрания и высших органах судебной власти РФ действуют представители Правительства РФ. Представительство в парламенте координирует в его рамках деятельность исполнительных органов власти. Правительство также через особые органы осуществляет исполнение судебных решений.
За исключением «политических чиновников», в состав Правительства РФ входят государственные служащие, которые и обеспечивают выполнение решений правительства, его министерств и ведомств. Деятельность чиновников организует аппарат правительства, возглавляемый руководителем. В его состав входят департаменты и отделы, в которых состоят должностные лица, находящиеся на государственной службе, и работники, не являющиеся государственными служащими.
Указом Президента РФ предусмотрено три вида государственной службы: гражданская, военная и правоохранительная. При этом в составе гражданской государственной службы выделяют федеральную и гражданскую государственную службу субъектов РФ.
За свою деятельность Правительство РФ несет ответственность. Существует несколько видов ответственности правительства:
политическая ответственность. Ее несет правительство перед президентом и Федеральным Собранием. Эта ответственность выражена в возможности увольнения правительства за ненадлежащее исполнение им своих функций. Политическая ответственность правительства перед президентом носит абсолютный характер, ибо он не связан никакими конституционными ограничениями и может отправить правительство в отставку в любой момент (в этом случае от президента даже не требуются объяснения по поводу причин такого решения). Отставка правительства может быть реализована президентом путем увольнения председателя правительства, хотя он также имеет право уволить и отдельного министра.
Относительную политическую ответственность Правительство РФ несет и перед Государственной Думой, которая может выразить недоверие правительству, но возможность президента после двукратного недоверия парламента правительству выбирать между отставкой правительства и роспуском Государственной Думы делает эту ответственность ограниченной.
Помимо такой крайней меры, как отставка, в законодательстве Российской Федерации предусмотрены другие формы контроля парламента за правительством:
парламентские слушания комитетов и комиссий Государственной Думы по вопросам деятельности федеральных органов исполнительной власти;
образование Счетной палаты для осуществления контроля за исполнением бюджета (при участии Совета Федерации);
отчет правительства об исполнении федерального бюджета;
назначение уполномоченного по правам человека, деятельность которого связана с контролем за правительством и другими органами администрации в области соблюдения прав человека;
запросы депутатов, отчеты правительства и его членов, депутатские расследования и др.
гражданско-правовая ответственность. Ее Правительство РФ несет в случаях, когда его действиями принесен материальный ущерб юридическим и/или физическим лицам. Данную ответственность Правительство несет перед пострадавшими в соответствии с решением суда;
уголовная ответственность. Ее может нести как Правительство РФ в целом, так и отдельные его члены за совершение ими преступлений при исполнении служебных обязанностей. За общеуголовные преступления министры несут ответственность перед законом наравне с остальными гражданами, так как они не обладают неприкосновенностью. В Российской Федерации были примеры уголовного преследования отдельных членов правительства; некоторые из этих дел завершались вынесением приговора.
Отдельные нормативные акты правительства и его действия могут быть обжалованы гражданами в суде.
Уголовная и гражданско-правовая ответственность правительства может быть гарантией от произвола чиновничества только в том случае, если в стране построено гражданское общество и сформировано правовое государство. Только развитая и независимая судебная система может сделать меры юридического контроля за деятельностью правительства по-настоящему эффективными.
Контрольные вопросы:
В чем разница между статусом министра и руководителя ведомства?
Каковы способы формирования правительств?
Каковы порядок формирования и порядок прекращения полномочий Правительства Российской Федерации?
Назовите функции Правительства Российской Федерации.
Перечислите полномочия Правительства Российской Федерации.
Какие бывают виды правительственных решений?
Каковы виды ответственности Правительства Российской Федерации?
Задания для углубленного изучения:
Опишите виды правительств, существующие в мире.
Сравните две модели формирования состава правительства.
Ответственно ли Правительство Российской Федерации перед Федеральным Собранием?
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе