2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
В зависимости от того, к какой разновидности относится конкретное государство, объемы полномочий центральных и местных органов власти и управления могут значительно различаться. Кроме того, в унитарном государстве речь идет, скорее, не о разделении предметов ведения и полномочий, а о разделении функций по уровням публичной власти и управления.
Централизованное унитарное государство не подразумевает политической самостоятельности региональных и местных органов власти и управления. Да и способ их формирования (назначение «сверху») не дает оснований говорить о самостоятельности. Разделение предметов ведения между уровнями власти и управления в государстве такого типа отсутствует в принципе, поскольку вся система органов и учреждений публичной власти монолитна. Вопросы распределения полномочий по уровням государственного управления в силу этого обычно конституционно не решаются: нет необходимости, они распределяются административно, централизованно и могут в одностороннем порядке изменяться вышестоящими органами власти.
Децентрализованное государство уже предполагает самостоятельность местных и отдельных региональных территориальных коллективов, существование местного самоуправления.
С точки зрения объемов полномочий при этом может иметь большое значение тот факт, является ли данное территориальное образование «естественным» или «искусственным» (следует учитывать, что эта доктринальная, а не законодательная классификация, тем не менее, оказывает реальное влияние на объем полномочий территориальных властей). Что собой представляют эти два типа административно-территориальных образований – уже говорилось ранее.
Для естественных административно-территориальных образований в большинстве случаев характерно существование выборных органов власти и управления. Обычно это образования общинного типа (собственно общины, а также иные так называемые «территориальные коллективы»), обладающие правами местного самоуправления, то есть самостоятельного решения местных вопросов. Кроме того, часто именно естественные территориальные единицы в унитарном государстве имеют статус автономий.
Территориальный коллектив – локализованная социально-территориальная общность населения, обладающая совокупностью взаимосвязанных признаков, которые сложились на основе ее длительного существования как обособленной от других человеческой общности.
Искусственные административно-территориальные единицы имеют место, как правило, только на региональном и районном (окружном) уровнях управления. На этих уровнях унитарных государств действуют делегатуры центральных министерств и ведомств, которые осуществляют управление общегосударственными делами на местном уровне и не занимаются местными вопросами.
Самостоятельностью региональные и поселенческие территориальные коллективы обладают в решении так называемых «вопросов местного значения», к каковым можно отнести следующие:
общее управление и муниципальные нормы;
управление муниципальной собственностью;
назначение и сбор местных налогов (может отсутствовать, налоги централизованно собираются и распределяются);
защита животного мира;
общественный транспорт;
муниципальные тюрьмы;
противопожарная служба;
организация предоставления населению услуг здравоохранения, амбулаторного лечения и оказания первой помощи;
содержание госпиталей и родильных домов;
пищевой контроль;
гражданская оборона;
дошкольное обучение;
организация предоставления услуг начального и среднего образования;
организация курсов переподготовки, курсов для иммигрантов, образования для инвалидов;
помощь на дому молодым матерям, инвалидам и престарелым;
содержание домов отдыха, общественных центров для заключенных, а также для стариков;
предоставление услуг в рамках социального страхования;
организация служб занятости для безработных;
муниципальное планирование;
строительство дешевого жилья и земельная политика в этой области;
уборка мусора;
городская планировка и регенерация;
пространственное планирование и управление;
общественная информация;
охрана окружающей среды;
очистка воды;
очистка улиц;
уход за кладбищами и колумбариями;
местная культура и спорт, религия;
местная пресса, радио, телевидение;
местные дороги и транспорт;
распределение газа;
отопление в местных районах;
снабжение электроэнергией;
водоснабжение;
местная коммерция и торговля;
местный туризм;
местные театры и концертные залы, музеи, галереи, библиотеки, парки и открытые пространства.
Это относительно полный перечень функций, которые связаны с решением вопросов местного значения в европейских странах30.
Некоторые из этих функций могут относиться к сфере совместного ведения нижнего (муниципального поселенческого) и следующего (районного и/или регионального, областного) уровня управления. К их числу, прежде всего, относятся вопросы межпоселенческого значения. Например, снабжение теплом, водой, электроэнергией, частично образование, здравоохранение и др.
Местное самоуправление может быть многоуровневым, то есть структуры, занимающиеся вопросами местного значения и формируемые самостоятельно населением данной территории, могут существовать и на уровне непосредственно поселения, и на уровне района, региона. Например, такова организационная структура местного самоуправления в скандинавских странах.
Функции, связанные с решением политических вопросов (оборона, внешнеполитическая деятельность, административно-территориальное деление…), всецело принадлежат центральному правительству.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе