1.3.1. Человек и социальная организация
По мнению древнегреческого философа Аристотеля (384–322 гг. до н. э.), человек является общественным животным, то есть он может представлять собой человека только будучи членом общественного объединения. История человечества напрямую связана с формами социальной организации. Это и понятно: в отличие от животных, жизнь которых всецело протекает в рамках природы, человек способен создавать «вторую природу» – культуру, мир вторичного бытия естественных вещей.
Ф. Ницше (1844–1900) подчеркивал биологическую несостоятельность человека в рамках чисто природного мира с точки зрения перспектив выживания. Природные параметры вида Homo sapiens, действительно, не могли обеспечить ему самосохранения. Культура и разум стали тем, благодаря чему человек выжил: разум – как инструмент и культура – как способ бытия, как способ организации пространства, в рамках которого природные закономерности преодолеваются и делается возможным выживание человека.
Культурное бытие человека выступает дубликатом его природного бытия, накладывающимся на последнее и трансформирующим его под цели выживания. В этом отношении культура трансформирует не только природный ландшафт, она определяет и самого человека. Биологическая информация вида передается при помощи генов; информация культурная может быть только растворена в социуме, она существует виртуально. Зачастую она лишь частично кодифицируется и рефлексируется обществом. Общество выступает неким коллективным носителем социальности, которая усваивается человеком в процессе социализации, и только пройдя ее он становится в полном смысле этого слова социальным, общественным существом.
В настоящее время человек вне общества столь же нежизнеспособен, как и на заре человеческой истории, но если тогда он был слаб перед лицом природы, то теперь – перед окружающими его другими людьми.
Человеческая история полна кровопролитных войн и конфликтов. Сильные государства завоевывают слабые. Описывая это состояние, Ницше говорил о воле к власти как о базовом стремлении человека, которое детерминирует его поведение. В настоящее время на всей Земле не осталось территории, которая не принадлежала бы какому-нибудь государству или не управлялась бы на основании международных соглашений, а потому всем людям приходится принадлежать к тем или иным социальным формациям.
Две мировые войны в ХХ столетии показали, что взаимосвязи между государствами так велики, что противостояние в одном из регионов Земли имеет тенденцию перерастать в затяжную войну и распространяться повсеместно. Создание Лиги наций, а затем и Организации Объединенных Наций было обусловлено, в первую очередь, именно стремлением не допустить повторения мирового конфликта и обеспечить сохранение международного баланса интересов.
Именно благодаря ООН во многом удалось избежать перерастания «холодной войны» в третью мировую, а в настоящее время эта организация обеспечивает локализацию гражданских конфликтов, что было неоднократно продемонстрировано в Сомали, Руанде, Йемене, Югославии и т. д. Все это показывает, что социальная организация, изначально присущая человеку как биосоциальному существу, на протяжении всей его истории постоянно усложняется, совершенствуется и в настоящее время охватывает уже всю цивилизацию.
Существует множество форм социальной организации, которые можно рассматривать и в генетической, и в иерархической перспективе.
В перспективе генетической человеческое общество эволюционировало от родовой общины (первобытного племени) к соседской общине и союзу племен. Затем образовалось национальное государство. Развитие социальных форм определялось тем, что в конкурентной борьбе преимущество получали общности, которые включали большее количество людей и могли освоить большую территорию. Затем начали развиваться различные формы наднациональных организаций, и процесс этот, приобретший весьма значительное ускорение в середине ХХ в., в настоящее время привел к образованию единой всепланетной общности, пытающейся организовать и направлять все социальные процессы внутри человечества. Конечно, мера контроля этой глобальной социальной общности над происходящими процессами пока невелика, но она продолжает расти, и сам этот рост может быть интерпретирован как одна из важнейших составляющих процесса глобализации.
Глобализация – тенденция формирования целостного, относительно однородного мирового социального пространства в процессе воссоздания родового единства человечества на основе приобретения всеми видами человеческой деятельности (хозяйственной, политической, познавательной и др.) транснационального характера.
Так как темпы глобализации продолжают оставаться высокими, можно предположить, что формирование всепланетных форм социальной общности еще не завершено и в будущем мы можем столкнуться с более совершенной и целесообразно работающей организацией, чем современная ООН. В целом же перспективы становления общечеловеческого единства пока остаются открытыми. В этом отношении представляют интерес работы В. И. Вернадского (1863–1965), П. Тейяра де Шардена (1881–1955) о перспективах ноосферы, а также спор Ф. Фукуямы и С. Хантингтона о возможностях возникновения общечеловеческой общности.
В иерархической перспективе более ранние формы социальной организации не исчезали, а трансформировались, приспосабливались к условиям существования внутри появившихся более сложных форм организации. Так, нынешняя семья нуклеарного типа представляет собой адаптированную к современным условиям патриархальную семью, а та, в свою очередь, непосредственно развилась из родовой общины, по мере того как последняя становилась частью государства. Эту динамику развития семейных отношений достаточно хорошо показали в своих работах Ф. Энгельс (1820–1895) и Э. Тоффлер (род. 1928).
Кроме того, внутри национального государства возникли иные формы организации людей, подчиненные этому государству и служащие интересам его наиболее оптимального функционирования. К таковым мы можем отнести единицы административно-территориального деления, политические партии и организации, классы, религиозные объединения, промышленные и торговые компании и т. д. Все многообразие этих внутригосударственных социальных организаций, вместе с тем, не может существовать вне рамок государства, так как сама возможность их существования задается созданной государственной властью, которая гарантирует их исполнение. Семейные, трудовые, административные отношения регулируются государством, а значит, именно государство выступает базовой формой организации людей на данном этапе исторического развития.
Возможно, в перспективе мы будем иметь дело с всечеловеческой социальной общностью, которой будут переданы основные законотворческие функции, но в этом случае данная общность уже перестанет быть организацией государств, но сама станет государством.
Итак, важнейшим в понимании природы и функционирования человеческих сообществ является понимание природы и функционирования государства как базовой общности, определяющей существование всех остальных. Феномен государства объясняет не только сам себя, но и остальные социальные феномены, позволяя осмыслить их сущность.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе