logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации

Так как полномочия Президента Российской Федерации многообразны, их целесообразно объединять в группы. Существует несколько распространенных классификаций полномочий президента. Наиболее целесообразно привести две из них. Н. И. Глазунова, в частности, выделяет пять групп полномочий141:

В свою очередь В. Е. Чиркин разделяет полномочия Президента РФ на семь групп142:

  1. полномочия по представительству государства в стране и за рубежом;

  2. полномочия в отношении Федерального Собрания;

  3. полномочия по формированию других высших органов государства;

  4. полномочия в сфере нормотворческой деятельности;

  5. полномочия по урегулированию чрезвычайных ситуаций;

  6. полномочия по распоряжению вооруженными силами;

  7. полномочия в сфере статуса личности.

Представляется более удачной классификация, предложенная Н. И. Глазуновой, как приближенная к реальному функционированию органов власти. Нецелесообразно выделять нормотворческую деятельность, так как она тесно связана с деятельностью Федерального Собрания, а также объединять полномочия по формированию правительства с полномочиями по формированию других органов власти. Однако из классификации Н. И. Глазуновой выпали полномочия в сфере статуса личности, которые было бы уместно туда добавить в качестве шестого пункта.

Конкретные полномочия президента могут быть успешно распределены по данным шести группам.

К полномочиям Президента РФ, связанным с деятельностью Федерального Собрания и его палат, относятся следующие:

  1. Назначение выборов в Государственную Думу в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (п. «а» ст. 84 Конституции РФ).

  2. Роспуск Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ (п. «б» ст. 84 Конституции РФ).

  3. Внесение законопроектов в Государственную Думу (п. «г» ст. 84 Конституции РФ).

  4. Подписание и обнародование федеральных законов (п. «д» ст. 84 Конституции РФ).

  5. Обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (п. «е» ст. 84 Конституции РФ).

Полномочия Президента, связанные с деятельностью Правительства Российской Федерации, таковы:

  1. Назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 83 Конституции РФ).

  2. Право председательства на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83 Конституции РФ).

  3. Право принятия решения об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83 Конституции РФ).

  4. По предложению Председателя Правительства РФ назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (п. «д» ст. 83 Конституции РФ).

К полномочиям Президента Российской Федерации в области обороны и внешней политики относятся следующие:

  1. Утверждение военной доктрины Российской Федерации (п. «з» ст. 83 Конституции РФ).

  2. Возглавляет Совет Безопасности РФ (п. «ж» ст. 83 Конституции РФ).

  3. Руководство внешней политикой РФ (п. «а» ст. 86 Конституции РФ).

  4. Ведение переговоров и подписание международных договоров РФ (п. «б» ст. 86 Конституции РФ).

  5. Подписание ратификационных грамот (п. «в» ст. 86 Конституции РФ).

  6. Принятие верительных и отзывных грамот аккредитуемых при нем дипломатических представителей (п. «г» ст. 86 Конституции РФ).

  7. Является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (п. 1 ст. 87 Конституции РФ).

  8. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии – введение на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения с незамедлительным сообщением обеим палатам Федерального Собрания РФ (п. 2 ст. 87 Конституции РФ).

  9. Введение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения с незамедлительным сообщением обеим палатам Федерального Собрания РФ (ст. 88 Конституции РФ).

Полномочия Президента РФ, связанные с координацией деятельности властных структур государства, таковы:

  1. Назначение референдума (п. «в» ст. 84 Конституции РФ).

  2. Использование согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ, а также между органами государственной власти субъекта РФ (п. 1 ст. 85 Конституции РФ).

  3. Приостановление действия актов органов государственной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам РФ (п. 2 ст. 85 Конституции РФ).

К полномочиям Президента РФ в области кадрового назначения на высшие государственные должности относятся следующие:

  1. Представление Государственной Думе кандидатур для назначения на должность Председателя Центрального Банка РФ и постановка перед Государственной Думой вопроса об освобождении его от должности (п. «г» ст. 83 Конституции РФ).

  2. Представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуры Генерального Прокурора РФ; предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора РФ; назначение судей других федеральных судов (п. «е» ст. 83 Конституции РФ).

  3. Формирование Совета Безопасности РФ (п. «ж» ст. 83 Конституции РФ).

  4. Формирование Администрации Президента РФ (п. «и» ст. 83 Конституции РФ).

  5. Назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ (п. «к» ст. 83 Конституции РФ).

  6. Назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ (п. «л» ст. 83 Конституции РФ).

  7. Назначение и отзыв после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях (п. «м» ст. 83 Конституции РФ).

Полномочия Президента РФ в сфере статуса личности таковы:

  1. Решение вопросов о гражданстве РФ и предоставлении политического убежища (п. «а» ст. 89 Конституции РФ).

  2. Награждение государственными наградами РФ, присвоение почетных званий РФ, высших воинских и высших специальных званий (п. «б» ст. 89 Конституции РФ).

  3. Осуществление помилования (п. «в» ст. 89 Конституции РФ).

Указанное в ст. 90 Конституции РФ право Президента РФ издавать указы, носящие обязательный характер на всей территории РФ (в случае их непротиворечия Конституции РФ), в равной мере относится ко всем группам полномочий.

При Президенте Российской Федерации существует ряд органов, призванных обеспечить технические условия для осуществления президентом его полномочий.

Важнейшим из этих органов является Администрация Президента Российской Федерации. Основными ее обязанностями являются курирование федерального уровня, работа с регионами, международная политика, контроль исполнения указов, проведения политики Президента РФ.

В состав Администрации Президента Российской Федерации входят следующие самостоятельные подразделения: Главное территориальное управление, Главное управление внутренней политики, Аппарат Совета Безопасности, Главное контрольное управление, Главное государственно-правовое управление, Секретариат Руководителя администрации, Управление по внешней политике, Управление кадров, Экономическое управление, Экспертное управление, Управление по государственным наградам, Управление по вопросам гражданства, Управление по вопросам помилования, Управление протокола, Управление пресс-службы, Организационное управление, Канцелярия, Управление информационного и документационного обеспечения, Управление по работе с обращениями граждан, Референтура, Управление по вопросам казачества, Аппараты полномочных представителей в федеральных округах. К должностным лицам Администрации Президента также относятся полномочные представители в Совете Федерации, Государственной Думе и Конституционном Суде, специальный представитель по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике, помощники и советники Президента Российской Федерации.

В компетенцию администрации президента входит создание всех организационных, информационных, консультативно-правовых, материально-технических и других условий, которые необходимы для осуществления полномочий главы государства, для связи президента с другими федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации143.

Другим административным органом является Совет Безопасности РФ. Он осуществляет подготовку решений президента по вопросам обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства и защиты их от внутренних и внешних угроз144. В частности, к его ведению относится контроль за исполнением органами исполнительной власти РФ и ее субъектов стратегии в области внутренней, внешней и военной политики.

Аппарат Совета Безопасности входит в состав администрации в статусе главного управления. В состав Совета Безопасности входят секретариат и управления: государственной и общественной безопасности, международной безопасности, экономической и промышленной безопасности, военного строительства, военной инспекции, по проблемам безопасности в Северо-Кавказском регионе, информационной безопасности.

Существует также Комиссия по правам человека при Президенте РФ, Государственный Совет, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах. В настоящее время начинается деятельность нового органа при Президенте РФ – Общественной палаты, которая задумывалась в качестве консультативного органа, формируемого общественностью. Цель Общественной палаты – обеспечить всестороннее общественное обсуждение государственной политики и принимаемых законопроектов с целью формирования гражданского общества.