5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
Так как полномочия Президента Российской Федерации многообразны, их целесообразно объединять в группы. Существует несколько распространенных классификаций полномочий президента. Наиболее целесообразно привести две из них. Н. И. Глазунова, в частности, выделяет пять групп полномочий141:
полномочия, связанные с деятельностью Федерального Собрания и его палат;
полномочия, связанные с деятельностью правительства;
полномочия в области обороны и внешней политики;
полномочия, связанные с координацией деятельности властных структур государства;
полномочия в области кадрового назначения на высшие государственные должности.
В свою очередь В. Е. Чиркин разделяет полномочия Президента РФ на семь групп142:
полномочия по представительству государства в стране и за рубежом;
полномочия в отношении Федерального Собрания;
полномочия по формированию других высших органов государства;
полномочия в сфере нормотворческой деятельности;
полномочия по урегулированию чрезвычайных ситуаций;
полномочия по распоряжению вооруженными силами;
полномочия в сфере статуса личности.
Представляется более удачной классификация, предложенная Н. И. Глазуновой, как приближенная к реальному функционированию органов власти. Нецелесообразно выделять нормотворческую деятельность, так как она тесно связана с деятельностью Федерального Собрания, а также объединять полномочия по формированию правительства с полномочиями по формированию других органов власти. Однако из классификации Н. И. Глазуновой выпали полномочия в сфере статуса личности, которые было бы уместно туда добавить в качестве шестого пункта.
Конкретные полномочия президента могут быть успешно распределены по данным шести группам.
К полномочиям Президента РФ, связанным с деятельностью Федерального Собрания и его палат, относятся следующие:
Назначение выборов в Государственную Думу в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (п. «а» ст. 84 Конституции РФ).
Роспуск Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ (п. «б» ст. 84 Конституции РФ).
Внесение законопроектов в Государственную Думу (п. «г» ст. 84 Конституции РФ).
Подписание и обнародование федеральных законов (п. «д» ст. 84 Конституции РФ).
Обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (п. «е» ст. 84 Конституции РФ).
Полномочия Президента, связанные с деятельностью Правительства Российской Федерации, таковы:
Назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 83 Конституции РФ).
Право председательства на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83 Конституции РФ).
Право принятия решения об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83 Конституции РФ).
По предложению Председателя Правительства РФ назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (п. «д» ст. 83 Конституции РФ).
К полномочиям Президента Российской Федерации в области обороны и внешней политики относятся следующие:
Утверждение военной доктрины Российской Федерации (п. «з» ст. 83 Конституции РФ).
Возглавляет Совет Безопасности РФ (п. «ж» ст. 83 Конституции РФ).
Руководство внешней политикой РФ (п. «а» ст. 86 Конституции РФ).
Ведение переговоров и подписание международных договоров РФ (п. «б» ст. 86 Конституции РФ).
Подписание ратификационных грамот (п. «в» ст. 86 Конституции РФ).
Принятие верительных и отзывных грамот аккредитуемых при нем дипломатических представителей (п. «г» ст. 86 Конституции РФ).
Является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (п. 1 ст. 87 Конституции РФ).
В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии – введение на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения с незамедлительным сообщением обеим палатам Федерального Собрания РФ (п. 2 ст. 87 Конституции РФ).
Введение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения с незамедлительным сообщением обеим палатам Федерального Собрания РФ (ст. 88 Конституции РФ).
Полномочия Президента РФ, связанные с координацией деятельности властных структур государства, таковы:
Назначение референдума (п. «в» ст. 84 Конституции РФ).
Использование согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ, а также между органами государственной власти субъекта РФ (п. 1 ст. 85 Конституции РФ).
Приостановление действия актов органов государственной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам РФ (п. 2 ст. 85 Конституции РФ).
К полномочиям Президента РФ в области кадрового назначения на высшие государственные должности относятся следующие:
Представление Государственной Думе кандидатур для назначения на должность Председателя Центрального Банка РФ и постановка перед Государственной Думой вопроса об освобождении его от должности (п. «г» ст. 83 Конституции РФ).
Представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуры Генерального Прокурора РФ; предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора РФ; назначение судей других федеральных судов (п. «е» ст. 83 Конституции РФ).
Формирование Совета Безопасности РФ (п. «ж» ст. 83 Конституции РФ).
Формирование Администрации Президента РФ (п. «и» ст. 83 Конституции РФ).
Назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ (п. «к» ст. 83 Конституции РФ).
Назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ (п. «л» ст. 83 Конституции РФ).
Назначение и отзыв после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях (п. «м» ст. 83 Конституции РФ).
Полномочия Президента РФ в сфере статуса личности таковы:
Решение вопросов о гражданстве РФ и предоставлении политического убежища (п. «а» ст. 89 Конституции РФ).
Награждение государственными наградами РФ, присвоение почетных званий РФ, высших воинских и высших специальных званий (п. «б» ст. 89 Конституции РФ).
Осуществление помилования (п. «в» ст. 89 Конституции РФ).
Указанное в ст. 90 Конституции РФ право Президента РФ издавать указы, носящие обязательный характер на всей территории РФ (в случае их непротиворечия Конституции РФ), в равной мере относится ко всем группам полномочий.
При Президенте Российской Федерации существует ряд органов, призванных обеспечить технические условия для осуществления президентом его полномочий.
Важнейшим из этих органов является Администрация Президента Российской Федерации. Основными ее обязанностями являются курирование федерального уровня, работа с регионами, международная политика, контроль исполнения указов, проведения политики Президента РФ.
В состав Администрации Президента Российской Федерации входят следующие самостоятельные подразделения: Главное территориальное управление, Главное управление внутренней политики, Аппарат Совета Безопасности, Главное контрольное управление, Главное государственно-правовое управление, Секретариат Руководителя администрации, Управление по внешней политике, Управление кадров, Экономическое управление, Экспертное управление, Управление по государственным наградам, Управление по вопросам гражданства, Управление по вопросам помилования, Управление протокола, Управление пресс-службы, Организационное управление, Канцелярия, Управление информационного и документационного обеспечения, Управление по работе с обращениями граждан, Референтура, Управление по вопросам казачества, Аппараты полномочных представителей в федеральных округах. К должностным лицам Администрации Президента также относятся полномочные представители в Совете Федерации, Государственной Думе и Конституционном Суде, специальный представитель по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике, помощники и советники Президента Российской Федерации.
В компетенцию администрации президента входит создание всех организационных, информационных, консультативно-правовых, материально-технических и других условий, которые необходимы для осуществления полномочий главы государства, для связи президента с другими федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации143.
Другим административным органом является Совет Безопасности РФ. Он осуществляет подготовку решений президента по вопросам обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства и защиты их от внутренних и внешних угроз144. В частности, к его ведению относится контроль за исполнением органами исполнительной власти РФ и ее субъектов стратегии в области внутренней, внешней и военной политики.
Аппарат Совета Безопасности входит в состав администрации в статусе главного управления. В состав Совета Безопасности входят секретариат и управления: государственной и общественной безопасности, международной безопасности, экономической и промышленной безопасности, военного строительства, военной инспекции, по проблемам безопасности в Северо-Кавказском регионе, информационной безопасности.
Существует также Комиссия по правам человека при Президенте РФ, Государственный Совет, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах. В настоящее время начинается деятельность нового органа при Президенте РФ – Общественной палаты, которая задумывалась в качестве консультативного органа, формируемого общественностью. Цель Общественной палаты – обеспечить всестороннее общественное обсуждение государственной политики и принимаемых законопроектов с целью формирования гражданского общества.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе