3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
Наиболее простой выборной системой является система простого большинства голосов, при которой выбор считается сделанным на основании самого факта предпочтения, сделанного избирателями, без учета конкретного процента голосов избирателей, которые были поданы за ту или иную партию. Подобный способ организации выборного процесса является самым старым; он впервые сформировался еще на заре демократии в Западной Европе, когда партийная система была неразвита, а система представительства еще только находила свое теоретическое осмысление. Тогда считалось, что представитель той или иной местности, избранный большинством ее граждан, является адекватным выразителем их интересов в системе государственной власти. При этом все множество голосов, отданных против победившего кандидата, автоматически отбрасывалось.
К недостаткам системы простого большинства голосов традиционно относят:
Возможность выигрыша кандидатом, который не пользуется поддержкой большинства, за счет того, что его сторонники более сплочены.
Возможность манипуляций, когда можно управлять выборами, раскалывая голоса противников введением партий и кандидатов, ориентирующихся на ту же идеологию. Так, в споре двух кандидатов с примерно равными шансами, исповедующих противоположные политические идеологии, шансы первого резко возрастут, если ввести третьего кандидата, который будет копировать платформу второго, так как голоса единомышленников последнего рассеются.
Возможность для мощной партии с общенациональной поддержкой не допускать к власти мелкие региональные партии, что особенно актуально для больших государств. (Пример – правление Индийского национального конгресса.)
В стране, где существуют районы компактного проживания этнических меньшинств, неизбежно господство их выбора и получение ими непропорционально высокого к их численности количества мест в законодательном органе.
Несбалансированность количества мест в парламенте с числом поданных голосов, когда партия, имеющая чуть большую поддержку населения, значительно выигрывает у отстающих. В каждом избирательном округе голоса подсчитываются раздельно, а значит, статистика распределения предпочтений срабатывает на каждом конкретном кандидате. Удачных выигрышей в отдельных округах, где сыграли свое значение личная привлекательность кандидата или нестандартность электората, оказывается мало, чтобы обеспечить представительность политической оппозиции. Для третьей партии возможность адекватно представить своих сторонников в парламенте вообще пропадает. В частности, подобная ситуация складывается на выборах в Великобритании.
Система простого большинства голосов сохраняется в самых старых демократиях Европы, скорее, из-за национальных традиций. В настоящее время большинство молодых демократических стран Центральной и Восточной Европы склонны отказаться от нее из-за ее недемократичности. Предпочтение ей из молодых демократий отдают страны с самой медленно развивающейся демократией, в основном расположенные в Африке. Система эта распространена в 28 % государств.
Вместе с тем для Италии с ее рыхлой партийной структурой переход в 1994 г. к системе простого большинства голосов стал выходом из тупика бесконечных партийных перестановок в парламенте и правительственных кризисов. По-видимому, данная система превосходит остальные при условии, если в обществе нет устоявшейся партийной структуры.
Если такая стабильная партийная структура присутствует, т. е. в обществе существует небольшое число партий, отражающее все возможные части политического спектра и остающееся неизменным на протяжении многих выборов, то более удобной считается система партийных списков.
При использовании системы партийных списков выбирают не между конкретными кандидатами, а между политическими партиями, действующими в стране, которые уже сами предлагают избирателям списки фамилий кандидатов, которых они готовы назвать в качестве своих представителей в парламенте.
Основное достоинство данной системы заключается в том, что она позволяет максимально привести к соответствию процент голосов, поданных за данную партию, с процентом полученных в парламенте мест. Процент соответствия может достигать 94 %. Никакая другая выборная система такого соответствия не обеспечивает.
Главный недостаток заключается в том, что, в случае если партийная структура общества меняется, у избирателя отсутствует возможность идентифицировать ту или иную партию с той или иной частью политического спектра, чтобы верно оценить ее будущую политику с точки зрения своих интересов.
Существует два варианта системы партийных списков. В некоторых странах избиратель может голосовать только за партию, но не за выставляемых партией кандидатов поименно (Израиль, Испания). В других странах при голосовании учитываются и личные предпочтения (Бельгия, Финляндия). В первом случае больше власти оказывается в руках руководства партии, во втором случае партии становятся общенародными в полном смысле этого слова, так как получают реальную связь с обществом. В Люксембурге и Швейцарии избиратели могут даже вносить в списки фамилии членов партии, которые в этих списках отсутствуют.
Для того чтобы избежать слишком дробного состава парламента, существует минимальный процент голосов от общего числа, который необходимо набрать партии для прохождения в парламент. Там, где этого процента не установлено, реальная парламентская работа оказывается фактически парализованной из-за огромного количества партий, отдельные из которых могут иметь всего по несколько мест. Так, например, случилось на выборах в парламент Польши в 1991 г., когда в его состав вошли 29 партий, а самая многочисленная фракция представляла 12 % населения.
Существуют различные минимальные избирательные пороги для партий: 2 % (Дания), 4 % (Болгария, Молдова, Румыния, Швеция), 5 % (Венгрия, Германия, Латвия, Польша, Словакия, Чехия, Эстония), 12,5 % (Шри-Ланка).
В 55 государствах в настоящее время действует система партийных списков. Подобная система преобладает в Восточной и Центральной Европе и является удобным основанием для многопартийных политических коалиций и многопартийных правительств, которые более компромиссны, чем однопартийные. Но для существования и успешного функционирования полученной таким образом коалиции необходима устойчивость всей политической системы общества в целом и, в первую очередь, четкое понимание избирателем того, какие именно программы представляют партии.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе