5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
В разных государствах мира роль президента различна. В президентских республиках он является главой исполнительной власти и главой государства, в парламентских – только главой государства (главой исполнительной власти там является премьер-министр). По поводу места Президента Российской Федерации в системе государственной власти России существуют различные мнения. Часть юристов утверждает, что президент не входит ни в одну из ветвей власти России139, другие признают его главой исполнительной власти, а некоторые – главой государства, не определяя его принадлежность к традиционным ветвям власти140.
Подобная путаница вызвана тем обстоятельством, что в Конституции РФ Президент определен в качестве главы государства (п. 1 ст. 80 Конституции РФ), но нигде нет определения его в качестве главы исполнительной власти. В свою очередь в п. 1 ст. 110 Конституции РФ утверждается, что исполнительную власть в РФ осуществляет правительство, но нигде не сказано, что правительство стоит во главе исполнительной власти. Очевидно, что не только правительство осуществляет исполнительную власть, часть исполнительских функций принадлежит президенту. В частности, согласно ст. 90 Конституции РФ он издает указы и распоряжения, действительные на всей территории РФ в случае непротиворечия Конституции РФ, то есть осуществляет часть распорядительных функций исполнительной власти. Причем решающих функций, так как указы президента являются более значимыми нормативными актами, нежели распоряжения правительства.
Таким образом, Президент Российской Федерации обладает функциями и главы государства и высшего должностного лица исполнительной власти, причем разделить эти функции крайне сложно. Правильнее было бы утверждать, что Президент Российской Федерации не входит ни в одну из ветвей власти именно потому, что его функции выходят за рамки исполнительной власти, создавая особый юридический феномен.
Роль Президента Российской Федерации в системе государственной власти напрямую вытекает из его статуса. Он обладает большим набором полномочий, что позволяет ему выступать гарантом Конституции, гарантом прав и свобод человека и гражданина, гарантом государственной целостности, суверенитета и независимости России, координатором деятельности властных структур, представителем государства в стране и за рубежом (ст. 80 Конституции РФ).
Особенно важной является его роль координатора деятельности властных органов. В России именно институт президента, благодаря наличию у него координационно-арбитражных функций, выступает в качестве стабилизирующего звена политической системы, которое уравновешивает ее несовершенства и позволяет ей более или менее успешно функционировать.
Президент может осуществлять согласительные процедуры между различными ветвями власти, а также между региональной и центральной властью. В п. 1 ст. 85 Конституции РФ указано, что Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 85 он вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Все это показывает, что Президент Российской Федерации выступает ключевой фигурой политического равновесия во властной структуре российского государства.
В различных странах мира существуют различные представления о функциях президента. Как правило, в президентских республиках функции президента значительно более разнообразны и обширны, нежели в парламентских и дуалистических, что связано как раз с совмещением в его лице статуса главы государства и главы исполнительной власти.
В статусе Президента Российской Федерации четко определены его функции:
представление Российской Федерации внутри страны и в международных делах. Эта представительская функция реализуется им при помощи назначения представителей в органах государственной власти Российской Федерации, регионах и международных организациях. В частности, к числу таких представителей относятся полномочные представители Президента в федеральных округах, в палатах парламента, Конституционном и других судах, в прочих важнейших органах государственной власти. Именно президент назначает дипломатических представителей России в других государствах и международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей других стран (п. «г» ст. 86 Конституции РФ);
гарант Конституции. Президент следит за соблюдением Конституции как при подписании федеральных законов, так и при возможной отмене прочих нормативных актов, которые противоречат Конституции (п. 2 ст. 85 Конституции РФ);
гарант прав и свобод человека и гражданина. Отчасти эта функция включена в предшествующую, так как Декларация прав и свобод человека и гражданина входит в состав Конституции РФ (гл. 2 Конституции РФ). Но есть и иные функции: в частности, президент может осуществлять помилование, более того, он является последней инстанцией по помилованию;
гарант государственной целостности, независимости и суверенитета. Во исполнение этой функции президент является Верховным главнокомандующим. В случае возникновения угрозы государству он может вводить чрезвычайное и военное положение;
определение основных направлений внешней и внутренней политики государства. Президент осуществляет эту функцию посредством ежегодных посланий, в рамках которых эта политика и определяется. Главным же инструментом подобной политики является подбор кадров для исполнительных органов власти и использование права законодательной инициативы;
обеспечение согласованного функционирования органов власти. Об этой функции речь уже шла ранее.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе