logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

5.2.3. Функции Президента Российской Федерации

В разных государствах мира роль президента различна. В президентских республиках он является главой исполнительной власти и главой государства, в парламентских – только главой государства (главой исполнительной власти там является премьер-министр). По поводу места Президента Российской Федерации в системе государственной власти России существуют различные мнения. Часть юристов утверждает, что президент не входит ни в одну из ветвей власти России139, другие признают его главой исполнительной власти, а некоторые – главой государства, не определяя его принадлежность к традиционным ветвям власти140.

Подобная путаница вызвана тем обстоятельством, что в Конституции РФ Президент определен в качестве главы государства (п. 1 ст. 80 Конституции РФ), но нигде нет определения его в качестве главы исполнительной власти. В свою очередь в п. 1 ст. 110 Конституции РФ утверждается, что исполнительную власть в РФ осуществляет правительство, но нигде не сказано, что правительство стоит во главе исполнительной власти. Очевидно, что не только правительство осуществляет исполнительную власть, часть исполнительских функций принадлежит президенту. В частности, согласно ст. 90 Конституции РФ он издает указы и распоряжения, действительные на всей территории РФ в случае непротиворечия Конституции РФ, то есть осуществляет часть распорядительных функций исполнительной власти. Причем решающих функций, так как указы президента являются более значимыми нормативными актами, нежели распоряжения правительства.

Таким образом, Президент Российской Федерации обладает функциями и главы государства и высшего должностного лица исполнительной власти, причем разделить эти функции крайне сложно. Правильнее было бы утверждать, что Президент Российской Федерации не входит ни в одну из ветвей власти именно потому, что его функции выходят за рамки исполнительной власти, создавая особый юридический феномен.

Роль Президента Российской Федерации в системе государственной власти напрямую вытекает из его статуса. Он обладает большим набором полномочий, что позволяет ему выступать гарантом Конституции, гарантом прав и свобод человека и гражданина, гарантом государственной целостности, суверенитета и независимости России, координатором деятельности властных структур, представителем государства в стране и за рубежом (ст. 80 Конституции РФ).

Особенно важной является его роль координатора деятельности властных органов. В России именно институт президента, благодаря наличию у него координационно-арбитражных функций, выступает в качестве стабилизирующего звена политической системы, которое уравновешивает ее несовершенства и позволяет ей более или менее успешно функционировать.

Президент может осуществлять согласительные процедуры между различными ветвями власти, а также между региональной и центральной властью. В п. 1 ст. 85 Конституции РФ указано, что Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 85 он вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Все это показывает, что Президент Российской Федерации выступает ключевой фигурой политического равновесия во властной структуре российского государства.

В различных странах мира существуют различные представления о функциях президента. Как правило, в президентских республиках функции президента значительно более разнообразны и обширны, нежели в парламентских и дуалистических, что связано как раз с совмещением в его лице статуса главы государства и главы исполнительной власти.

В статусе Президента Российской Федерации четко определены его функции:

  1. представление Российской Федерации внутри страны и в международных делах. Эта представительская функция реализуется им при помощи назначения представителей в органах государственной власти Российской Федерации, регионах и международных организациях. В частности, к числу таких представителей относятся полномочные представители Президента в федеральных округах, в палатах парламента, Конституционном и других судах, в прочих важнейших органах государственной власти. Именно президент назначает дипломатических представителей России в других государствах и международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей других стран (п. «г» ст. 86 Конституции РФ);

  2. гарант Конституции. Президент следит за соблюдением Конституции как при подписании федеральных законов, так и при возможной отмене прочих нормативных актов, которые противоречат Конституции (п. 2 ст. 85 Конституции РФ);

  3. гарант прав и свобод человека и гражданина. Отчасти эта функция включена в предшествующую, так как Декларация прав и свобод человека и гражданина входит в состав Конституции РФ (гл. 2 Конституции РФ). Но есть и иные функции: в частности, президент может осуществлять помилование, более того, он является последней инстанцией по помилованию;

  4. гарант государственной целостности, независимости и суверенитета. Во исполнение этой функции президент является Верховным главнокомандующим. В случае возникновения угрозы государству он может вводить чрезвычайное и военное положение;

  5. определение основных направлений внешней и внутренней политики государства. Президент осуществляет эту функцию посредством ежегодных посланий, в рамках которых эта политика и определяется. Главным же инструментом подобной политики является подбор кадров для исполнительных органов власти и использование права законодательной инициативы;

  6. обеспечение согласованного функционирования органов власти. Об этой функции речь уже шла ранее.