logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

5.5.3. Государственная региональная политика

Применительно к системе государственного управления сформировалось следующее понимание государственной региональной политики.

Среди основных направлений государственной региональной политики присутствуют следующие167:

  1. Экономическая политика.

Необходимость смягчения региональных экономических диспропор­ций и достижения региональ­ного экономического равновесия характерна для всех стран, как процветающих, так и наименее развитых. Именно цель снижения или устранения межрегиональной социально-экономической дифференциации считается основной целью региональной экономической политики. Механизмы ее осуществления включают в себя: государственную финансовую помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала (путем предоставления ин­весторам разного рода льгот и отсрочек выплат), законодательные мероприятия, финансовые ограни­чения и т. п.

  1. Социальная политика.

В сфере социальной политики объединены процессы и формы организации жизни людей и общественного производства с точки зре­ния условий труда, быта и отдыха человека и раз­вития личности вообще. К числу объектов такой политики относятся различные территориальные общности людей (профессиональные, этнические, конфессиональные, классовые и др.), их внутрен­няя структура, связи с производством и окружаю­щей средой и т. д.

Региональные социальные различия в жизни населения различных государств и регионов порой огромны. Поиск путей выравнивания (сглаживания) уровней жизни между различными регионами и типами поселений (особенно между городом и селом), а также общее улучшение каче­ства социальной среды составляют суть региональ­ной социальной политики.

Демографическая политика является одним из аспектов социальной политики. Она предполагает активное вме­шательство государства (с помощью экономических, административно-правовых и пропагандистско-профилактических мер) в естественное и ме­ханическое движение (миграционные потоки) насе­ления с целью достижения специфических для ре­гиона целей. В федеративных и полиэтничных государствах демографическая политика нередко носит разнонаправленный характер: в одних регионах она направлена на повышение рождаемос­ти и естественного прироста населения, в других – на ограничение этих или других факторов. Реализация такой «разновекторной» политики в многонациональных государствах связана с большими трудностями и таит в себе опасность межэтнических и межкон­фессиональных противоречий.

  1. Поселенческая политика.

Она заключается в проведении геопланировочных мероприятий, направленных на эффективное ис­пользование территории (территориальных ресур­сов) страны и входящих в нее регионов путем оптимального раз­мещения производств, коммуникаций и мест рассе­ления с учетом природных, экономических, архитек­турно-строительных и инженерно-технических фак­торов и условий. Здесь широко используются финансово-экономические рычаги воздействия (дифференциро­ванная плата за землю, налоговые коэффициенты и пр.) и административно-правовые санкции.

Обширность территории Российской Федера­ции подчас порождает иллюзию меньшей акту­альности проведения здесь активной геопланировочной политики по сравнению с небольшими по размерам странами. Между тем именно в России осуществление дальновид­ной, научно обоснованной поселенческой политики способно сэкономить колоссальные средства.

  1. Экологическая политика.

Усиливающаяся концентрация производства, диктуемая объектив­ными потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение син­тетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко воз­росшей нагрузке на окружающую среду. Опасней­шее нарушение естественного круговорота веществ и энергетических потоков в биосфере, а также по­вреждение ее регенерационных механизмов поста­вили человечество фактически на грань глобально­го коллапса. При этом становится очевидным, что прежние природоохранные действия по типу «латания дыр» уже не в состоянии сколько-ни­будь надежно улучшить ситуацию: нужны принци­пиально новые подходы, основанные на тесном союзе науки и практики.

Детериорация (ухудшение качества окружающей среды) носит ярко выражен­ный региональный характер, что связано как с раз­личиями в хозяйственной специализации стран и регионов, так и неодинаковыми возможностями государств регулировать качество экологической среды. В этой связи проведение целенаправленной региональной экологической политики становится императивом.

  1. Политика в сфере территориальной централизации/децентрализации государственного управления.

С одной стороны, в современных условиях повышается значение скоординированной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по решению вопросов социально-экономического развития общества. Это требует создания мощной системы властных институтов, функционирующих на основе единства политики и согласованности всех действий. С другой стороны, является общепризнанным тот факт, что управление общественным развитием предполагает грамотное использование местного социально-экономического потенциала, учет местных особенностей и интересов, с чем объективно не может справляться излишне централизованная система управления. Значительные усилия политиков и государственных деятелей оказываются направлены на поиск наилучшего сочетания согласованности, скоординированности и, вместе с тем, децентрализации, «близости к месту» в разработке и реализации региональной политики, на согласование локальных и общенациональных, а то и глобальных интересов.