logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации

Основополагающим документом, определяющим устройство и функционирование системы государственного управления Российской Федерации, является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Конституционный строй Российской Федерации основан на следующих базовых принципах.

  1. Россия – демократическое правовое государство с республиканской формой правления. Это положение, определяющее политический режим и форму правления, закреплено ст. 1 Конституции РФ.

  2. Признание народного суверенитета. В ст. 3 Конституции народ Российской Федерации признается высшим сувереном на собственной территории. Там же описываются механизмы реализации народного суверенитета: референдумы и выборы.

  3. Гарантированность прав и свобод граждан. Этот принцип отражен в ст. 2 Конституции РФ, где утверждается обязанность государства соблюдать права и свободы человека, которые объявляются высшей ценностью; в ст. 6, где обозначается равноправие граждан на всей территории РФ; в ч. 3–4 ст. 15, где провозглашается признание всех международных норм в отношении прав человека и невозможность применять неопубликованные акты в этой области.

  4. Целостность правового пространства. Она постулирована в ст. 4 Конституции РФ, где обозначено верховенство Конституции РФ и центральных законов на всем пространстве РФ, верховенство суверенитета РФ и право РФ защищать целостность и неприкосновенность своей территории; в ч.1–2 ст. 15, где Конституция РФ обозначается высшим документом, определяющим правовое пространство государства; в ст. 16, где определяется верховенство гл. 1 Конституции РФ («Основы конституционного строя») над всеми остальными положениями Конституции РФ. Статья 16 разъясняется в ст. 135, описывающей процедуру пересмотра положений гл. 1 Конституции РФ, где указывается, что пересмотр основ конституционного строя приравнен к принятию новой Конституции.

Выстраивается вполне определенная правовая система. Ее основанием является гл. 1 Конституции РФ, изменение которой приравнивается к принятию новой Конституции. Положения гл. 1 разворачиваются в остальных главах, особое положение среди которых занимают гл. 2 и 9: гл. 2 описывает права и свободы человека и гражданина, гл. 9 защищает Конституцию от сепаратного сговора ветвей власти по ее изменению в недемократичную сторону. Федеральные законы строятся на основании Конституции РФ и обладают приоритетом перед остальными законодательными актами центральных, региональных и местных органов власти, обеспечивая единство правового пространства. Статья 6 Конституции РФ, говорящая о равноправии граждан, также подкрепляет единство и целостность правового пространства государства.

  1. Федеративное устройство и гарантии местного самоуправления. Федерализм закреплен в ст. 1, 5 Конституции РФ (частичная интерпретация их дана в ст. 11, где описывается основание разделения власти между центром и регионами), а автономия местного самоуправления – в ст. 12.

  2. Принцип разделения властей. Существование законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти утверждено в ст. ст. 10–11 Конституции РФ.

  3. Социальная защита населения. Это положение зафиксировано в ст. 7 Конституции РФ. Для конституции демократического государства это явный нонсенс, но он объясняется влиянием норм советской Конституции.

  4. Равноправие всех форм собственности и свобода экономической деятельности. Эти принципы закреплены в ст. ст. 8–9 Конституции РФ.

  5. Плюрализм и равноправие всех религий. Статьи 13–14 Конституции РФ дополнительно обеспечивают гарантии сохранения демократии в государстве.