logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания

В зависимости от набора полномочий, которыми обладают высшие законодательные органы, они делятся на парламенты с неограниченными полномочиями, парламенты с ограниченными полномочиями и консультативные парламенты.

Парламенты с неограниченными полномочиями существуют в Великобритании и странах, непосредственно испытавших влияние ее парламентской модели (Италия и др.). Такой парламент может принимать решения по любому вопросу и регулировать все сферы общественной жизни. Полномочия такого парламента теоретически может ограничивать право королевского вето и королевская прерогатива (вопросы, традиционно относящиеся к ведению монарха), но в современной юридической практике право вето не применяется, а вопросы королевской прерогативы решает премьер-министр, ответственный перед парламентом128.

Неограниченные полномочия парламента очень трудно реализовать в современном мире; подобное положение часто провоцирует политическую нестабильность и кризисы, как, например, в Италии. Поэтому более распространенной является модель парламента с ограниченными полномочиями. В этой модели полномочия законодательного органа строго зафиксированы в Конституции. В пределах своих полномочий парламенты издают исчерпывающие законы, а за пределами этих полномочий – законы-рамки, которые детализируются и конкретизируются нормативными актами органов исполнительной власти129.

Консультативных парламентов в мире немного, они существуют, в основном, в монархических мусульманских государствах. Их решения не имеют законодательной силы и служат только для информирования монарха, который свободен в своем решении (т. е. по сути такие органы не являются парламентами).

Кроме законодательных и консультативных функций парламенты могут выполнять и другие: определять направления внешней политики, образовывать другие высшие органы государства, решать важнейшие кадровые вопросы, регулировать бюджетные и финансовые отношения, осуществлять контроль за деятельностью государственной администрации, ратифицировать международные договоры, осуществлять квазисудебные полномочия (участие в расследовании преступлений высших должностных лиц, объявление амнистий и импичмента)130.

Российский парламент имеет ограниченные полномочия, которые зафиксированы Конституцией РФ, регламентом палат и некоторыми федеральными законами.

Участие в законотворческой деятельности Совета Федерации (верхней палаты) определяется правом законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ) и правом вето на все принятые Государственной Думой законопроекты (ст. 105 Конституции РФ), которые передаются в СФ в течение пяти дней. Законопроекты по ряду вопросов в обязательном порядке рассматриваются Советом Федерации (ст. 106 Конституции): это законопроекты по федеральному бюджету; федеральным налогам и сборам; финансовому, валютному, кредитному, таможенному регулированию, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статусу и защите государственной границы Российской Федерации; войне и миру. По остальным вопросам Совет Федерации может не рассматривать законопроект. Законопроект считается утвержденным, если его рассмотрение Советом Федерации не произошло в течение 14 дней или он был одобрен большинством голосов сенаторов (ст. 105 Конституции РФ) по федеральным законам и 3/4 голосов сенаторов (ст. 108 Конституции РФ) по федеральным конституционным законам и поправкам к Конституции.

Вето Совета Федерации может быть преодолено квалифицированным большинством (2/3) списочного состава Думы (кроме федеральных конституционных законов и поправок в Конституцию), законопроект может быть вынесен на согласительную комиссию обеих палат или отклонен (ст. 105 Конституции РФ). Квалифицированное большинство списочного состава обоих палат может преодолеть вето президента на законопроект (ст. 107 Конституции РФ).

Кроме этого Совет Федерации обладает собственными исключительными полномочиями (ст. 102 Конституции РФ):

  1. утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

  2. утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения (должен быть рассмотрен в течение 72 часов с момента представления);

  3. решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами Российской Федерации;

  4. назначение выборов Президента Российской Федерации (на первое воскресенье после истечения конституционного срока его полномочий или не позднее трех месяцев со дня его досрочной отставки);

  5. отрешение Президента Российской Федерации от должности (принимается квалифицированным большинством верхней палаты на основании принятого квалифицированным большинством Государственной Думы постановления о выдвижении обвинения и заключения Верховного Суда);

  6. назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ (по представлению Президента, при этом Конституционный Суд РФ сам решает, кто из состава его членов будет председателем, заместителями и судьей-секретарем). С 2002 г. Совет Федерации назначает 10 представителей в Высшую квалификационную коллегию судей;

  7. назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (и заместителей генерального прокурора с 1999 г.). Кандидатуры вносятся по представлению Президента РФ;

  8. назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов (по представлению Президента РФ)131.

Кроме этого Совет Федерации назначает треть членов Центральной избирательной комиссии и вправе обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ (в частности, в обязательном порядке в связи с процедурой импичмента Президента).

Участие в законодательной деятельности Государственной Думы (нижней палаты) определяется правом законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ) и правом принятия законов (ст. 105 Конституции РФ). Федеральный закон принимается простым большинством голосов (ст. 105 Конституции РФ), а федеральный конституционный закон и поправки в Конституцию – квалифицированным большинством (ст. 108 Конституции РФ). Квалифицированным большинством Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации на федеральный закон (но не на федеральный конституционный и поправки в Конституцию).

Государственная Дума также обладает собственными исключительными полномочиями (ст. 103 Конституции РФ):

  1. дает согласие Президенту РФ на назначение председателя Правительства РФ (троекратное отклонение кандидатуры председателя правительства дает президенту право распустить Думу и назначить новые выборы);

  2. решает вопрос о доверии правительству (двукратное выражение недоверия правительству дает президенту право распустить Думу и назначить новые выборы);

  3. назначает на должность и освобождает от должности председателя Центрального банка РФ (по представлению президента);

  4. назначает на должность и освобождает от должности председателя Счетной палаты и половину ее аудиторов (по рекомендации комитета по бюджету);

  5. назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека;

  6. объявляет амнистию;

  7. выдвигает обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности (квалифицированным большинством голосов)132.

Кроме того, Государственная Дума утверждает государственный бюджет, назначает 1/5 состава Центральной избирательной комиссии, рассматривает внешнеполитические вопросы (как по собственной инициативе, так и по инициативе органов исполнительной власти) и может обращаться в Конституционный Суд РФ.

Государственная Дума может быть досрочно распущена президентом в случае трехкратного неутверждения кандидатуры председателя правительства или двукратного недоверия правительству, кроме следующих периодов времени: в течение года после избрания, после выдвижения обвинения против президента до принятия решения Советом Федерации, за полгода до окончания срока полномочий президента, во время действия военного или чрезвычайного положения (ст. 109 Конституции РФ). Роспуск подразумевает назначение выборов так, чтобы новая Дума собралась не позднее чем через четыре месяца после роспуска прежней.

Совет Федерации распущен быть не может.