5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
В зависимости от набора полномочий, которыми обладают высшие законодательные органы, они делятся на парламенты с неограниченными полномочиями, парламенты с ограниченными полномочиями и консультативные парламенты.
Парламенты с неограниченными полномочиями существуют в Великобритании и странах, непосредственно испытавших влияние ее парламентской модели (Италия и др.). Такой парламент может принимать решения по любому вопросу и регулировать все сферы общественной жизни. Полномочия такого парламента теоретически может ограничивать право королевского вето и королевская прерогатива (вопросы, традиционно относящиеся к ведению монарха), но в современной юридической практике право вето не применяется, а вопросы королевской прерогативы решает премьер-министр, ответственный перед парламентом128.
Неограниченные полномочия парламента очень трудно реализовать в современном мире; подобное положение часто провоцирует политическую нестабильность и кризисы, как, например, в Италии. Поэтому более распространенной является модель парламента с ограниченными полномочиями. В этой модели полномочия законодательного органа строго зафиксированы в Конституции. В пределах своих полномочий парламенты издают исчерпывающие законы, а за пределами этих полномочий – законы-рамки, которые детализируются и конкретизируются нормативными актами органов исполнительной власти129.
Консультативных парламентов в мире немного, они существуют, в основном, в монархических мусульманских государствах. Их решения не имеют законодательной силы и служат только для информирования монарха, который свободен в своем решении (т. е. по сути такие органы не являются парламентами).
Кроме законодательных и консультативных функций парламенты могут выполнять и другие: определять направления внешней политики, образовывать другие высшие органы государства, решать важнейшие кадровые вопросы, регулировать бюджетные и финансовые отношения, осуществлять контроль за деятельностью государственной администрации, ратифицировать международные договоры, осуществлять квазисудебные полномочия (участие в расследовании преступлений высших должностных лиц, объявление амнистий и импичмента)130.
Российский парламент имеет ограниченные полномочия, которые зафиксированы Конституцией РФ, регламентом палат и некоторыми федеральными законами.
Участие в законотворческой деятельности Совета Федерации (верхней палаты) определяется правом законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ) и правом вето на все принятые Государственной Думой законопроекты (ст. 105 Конституции РФ), которые передаются в СФ в течение пяти дней. Законопроекты по ряду вопросов в обязательном порядке рассматриваются Советом Федерации (ст. 106 Конституции): это законопроекты по федеральному бюджету; федеральным налогам и сборам; финансовому, валютному, кредитному, таможенному регулированию, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статусу и защите государственной границы Российской Федерации; войне и миру. По остальным вопросам Совет Федерации может не рассматривать законопроект. Законопроект считается утвержденным, если его рассмотрение Советом Федерации не произошло в течение 14 дней или он был одобрен большинством голосов сенаторов (ст. 105 Конституции РФ) по федеральным законам и 3/4 голосов сенаторов (ст. 108 Конституции РФ) по федеральным конституционным законам и поправкам к Конституции.
Вето Совета Федерации может быть преодолено квалифицированным большинством (2/3) списочного состава Думы (кроме федеральных конституционных законов и поправок в Конституцию), законопроект может быть вынесен на согласительную комиссию обеих палат или отклонен (ст. 105 Конституции РФ). Квалифицированное большинство списочного состава обоих палат может преодолеть вето президента на законопроект (ст. 107 Конституции РФ).
Кроме этого Совет Федерации обладает собственными исключительными полномочиями (ст. 102 Конституции РФ):
утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения (должен быть рассмотрен в течение 72 часов с момента представления);
решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами Российской Федерации;
назначение выборов Президента Российской Федерации (на первое воскресенье после истечения конституционного срока его полномочий или не позднее трех месяцев со дня его досрочной отставки);
отрешение Президента Российской Федерации от должности (принимается квалифицированным большинством верхней палаты на основании принятого квалифицированным большинством Государственной Думы постановления о выдвижении обвинения и заключения Верховного Суда);
назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ (по представлению Президента, при этом Конституционный Суд РФ сам решает, кто из состава его членов будет председателем, заместителями и судьей-секретарем). С 2002 г. Совет Федерации назначает 10 представителей в Высшую квалификационную коллегию судей;
назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (и заместителей генерального прокурора с 1999 г.). Кандидатуры вносятся по представлению Президента РФ;
назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов (по представлению Президента РФ)131.
Кроме этого Совет Федерации назначает треть членов Центральной избирательной комиссии и вправе обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ (в частности, в обязательном порядке в связи с процедурой импичмента Президента).
Участие в законодательной деятельности Государственной Думы (нижней палаты) определяется правом законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ) и правом принятия законов (ст. 105 Конституции РФ). Федеральный закон принимается простым большинством голосов (ст. 105 Конституции РФ), а федеральный конституционный закон и поправки в Конституцию – квалифицированным большинством (ст. 108 Конституции РФ). Квалифицированным большинством Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации на федеральный закон (но не на федеральный конституционный и поправки в Конституцию).
Государственная Дума также обладает собственными исключительными полномочиями (ст. 103 Конституции РФ):
дает согласие Президенту РФ на назначение председателя Правительства РФ (троекратное отклонение кандидатуры председателя правительства дает президенту право распустить Думу и назначить новые выборы);
решает вопрос о доверии правительству (двукратное выражение недоверия правительству дает президенту право распустить Думу и назначить новые выборы);
назначает на должность и освобождает от должности председателя Центрального банка РФ (по представлению президента);
назначает на должность и освобождает от должности председателя Счетной палаты и половину ее аудиторов (по рекомендации комитета по бюджету);
назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека;
объявляет амнистию;
выдвигает обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности (квалифицированным большинством голосов)132.
Кроме того, Государственная Дума утверждает государственный бюджет, назначает 1/5 состава Центральной избирательной комиссии, рассматривает внешнеполитические вопросы (как по собственной инициативе, так и по инициативе органов исполнительной власти) и может обращаться в Конституционный Суд РФ.
Государственная Дума может быть досрочно распущена президентом в случае трехкратного неутверждения кандидатуры председателя правительства или двукратного недоверия правительству, кроме следующих периодов времени: в течение года после избрания, после выдвижения обвинения против президента до принятия решения Советом Федерации, за полгода до окончания срока полномочий президента, во время действия военного или чрезвычайного положения (ст. 109 Конституции РФ). Роспуск подразумевает назначение выборов так, чтобы новая Дума собралась не позднее чем через четыре месяца после роспуска прежней.
Совет Федерации распущен быть не может.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе