5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
Профессионально-кадровая подсистема системы государственного управления – это система подготовки и отбора кадров для осуществления государственного управления.
В отличие от ранее рассмотренных подсистем, она является служебной: не участвует непосредственно в осуществлении самого управления, но подготавливает и обеспечивает эту деятельность подходящими кадрами.
Государственная служба представляет собой систему государственных органов, созданных для профессионального исполнения и обеспечения полномочий органов государственной власти и управления.
Государственная служба осуществляет административные функции управления. Она обеспечивает реализацию политических программ и законов, но сам процесс этой реализации должен быть лишен политической составляющей.
Все государственные органы могут эффективно функционировать только тогда, когда обеспечены качественным персоналом (к нему относятся все сотрудники данной организации), нанятым из числа трудовых ресурсов (все трудоспособное население от 18 лет до пенсионного возраста). Для обеспечения органов государственной власти квалифицированными кадрами действует кадровая политика государственной службы. Она представляет собой деятельность органов власти, их руководителей, работников кадровых подразделений, направленную на поиск, оценку, отбор, профессиональное развитие персонала, его мотивацию и стимулирование к выполнению задач, стоящих перед государственными органами.
Основными направлениями кадровой политики госслужбы являются:
выработка стратегии в развитии государственного управления в перспективе развития общества;
создание системы обеспечения госслужбы профессионально пригодными специалистами, способными выполнять свои задачи и поднимать авторитет органов государственного управления;
создание условий деятельности и механизмов контроля за профессиональной деятельностью персонала;
поддержание в коллективах рабочего морально-психологического климата, способствующего эффективной работе и творческой самореализации сотрудников;
создание и поддержание системы подготовки и повышения квалификации персонала;
определение порядка подбора, перемещения и оценки деятельности кадров государственной службы193.
В рамках кадровой политики государственной службы реализуется активная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей государственных органов в кадрах, называемая кадровым обеспечением. Как видно из вышеперечисленного, кадровая политика осуществляется сразу на нескольких уровнях организации системы государственного управления, начиная с федерального уровня и заканчивая уровнем отдела кадров отдельно взятого государственного учреждения.
Направляет государственную кадровую политику в России Президент РФ. Для этого в рамках его администрации функционирует Управление кадров Президента РФ, которое совместно с Главным государственно-правовым управлением Президента РФ обеспечивает:
деятельность по определению основных направлений кадровой политики и развития госслужбы;
деятельность по решению кадровых вопросов, относящуюся к ведению Президента РФ;
деятельность Совета по вопросам госслужбы и Совета по кадровой политике при Президенте РФ;
единую организационно-кадровую политику Администрации Президента РФ.
Низовым звеном осуществления кадровой политики являются кадровые службы государственных органов, центры управления персоналом, осуществляющие кадровое обеспечение государственных органов.
Функции кадровых служб:
анализ состояния кадров в аппарате;
прогнозирование потребностей аппарата в кадрах;
участие в отборе новых сотрудников;
обеспечение профессионального роста и служебного продвижения;
организация переподготовки (в том числе получения второго образования);
контроль за соблюдением законодательства при работе с кадрами и в социальной политике.
Отдел кадров выступает подразделением кадровой службы, выполняющим вспомогательные задачи, в основном из области делопроизводства.
Одной из важнейших проблем построения демократического правового государства является создание системы государственной службы, независимой от политики, низового управленческого аппарата, который буквально выполняет решения, принятые в политической системе государства. Именно поэтому чиновничий аппарат должен подчиняться собственному внутреннему регламенту, независимому от политических пристрастий руководителей.
В настоящее время в Российской Федерации кадровая автономия органов государственной службы от политических органов весьма относительна, что является наследием тоталитарного прошлого страны. На преодоление этого обстоятельства направлено реформирование государственной службы, связанное с проработкой мер ограничения роста управленческого аппарата и преодолением зависимости государственной службы от политической конъюнктуры.
С 1995 г. в нашей стране происходит формирование госслужбы современного типа, призванной обеспечить гарантии должностной устойчивости, защиты от политического произвола, права на постоянный должностной рост профессиональных чиновников. Но в настоящее время в России не принято правового акта, устанавливающего единый административно-правовой статус госслужащего.
Профессионально-культурная подсистема системы государственного управления – это совокупность этических и культурных представлений, принимаемых деятелями управленческого аппарата в профессиональной деятельности.
Для надлежащего функционирования системы государственного управления необходимо существование соответствующей культуры управления, отражающей способность госслужащих адекватно реагировать на общественные изменения, обеспечивая при этом преемственность управления. В Российской Федерации на современном этапе происходит становление новой культуры управления, пришедшей на смену советской. При этом общество сталкивается с проблемой, связанной с культурной разнородностью нашего государства, давлением прежних культурных образцов и сильным влиянием зарубежных культурных традиций государственного управления.
Выделяют три уровня профессионально-управленческой культуры:
уровень государства – как публично-правового института и носителя культуры;
уровень государственного учреждения – с принятыми в нем этическими образцами, ценностями, правовыми нормами и сложившимися традициями;
уровень индивида – с совокупностью его профессиональных качеств и нравственных представлений.
Профессиональная культура управления складывается из совокупности взаимодействующих элементов:
политическая культура – совокупность политических знаний, норм, ценностей и традиций, определяющих особенности политической системы данного общества;
правовая культура – сознательное, базирующееся на внутренней потребности исполнение норм права, основанное на его глубоком знании и понимании;
нравственная культура – совокупность этических ценностей, приоритетов, стандартов в корпоративных взаимоотношениях;
собственно управленческая культура (профессионализм).
Кадры государственных служащих должны ориентироваться на деятельность в рамках правового государства, соответствовать нормам гражданского общества и обладать высоким уровнем правосознания.
В последнее время широкое развитие получает административная этика – кодекс поведения государственных служащих, предписывающий им определенные нравственные отношения, соответствующие наиболее эффективному функционированию государственного аппарата. Для регулирования поведения сотрудников может применяться как внешний (со стороны других лиц), так и внутренний (со стороны собственных убеждений) контроль. Именно вторая разновидность контроля является наиболее эффективной, а потому важнейшее значение для становления культуры управления в нашей стране имеет формирование общегосударственной управленческой идеологии, способной воздействовать на будущего управленца на самых ранних этапах его становления.
Современная административная этика ориентирована на удовлетворение интересов большинства людей (максимальный социальный результат); на соблюдение прав и свобод других лиц, а также их человеческого достоинства; на следование социальной справедливости, при которой выгоды и издержки равномерно распределяются во всех слоях общества.
Профессиональная культура госслужащих выступает важным показателем качественного состояния управления, является результатом развития общества и зависит от множества внешних и внутренних факторов, определяющих его состояние.
Надо сказать, что список возможных подсистем в системе государственного управления не ограничен этим набором. Можно выделять и другие подсистемы, например научно-технологическую.
Важно понимать, что каждая из описанных подсистем характеризует только одну из сторон функционирования единой системы государственного управления. Системность этого феномена обеспечивает системность каждого из выделенных аспектов.
Внутренние противоречия могли существовать в системе управления государства, базировавшегося на традиционном типе власти, управлявшегося из одного центра и полностью зависящего от произвола одного лица. В таком государстве нормы права выступали в качестве концентрированной воли суверена и могли меняться постоянно, в соответствии с каждой конкретной ситуацией. Суверен, облеченный сакральной властью, в любой момент времени мог изменить свое решение.
В современных государствах источником легитимной власти является народ, но народ не может непосредственно решать каждый вопрос государственного управления и снимать все возникающие в его процессе противоречия. Поэтому легитимная власть в настоящее время может базироваться только на системе универсальных предписаний, имеющих безличный характер.
Иными словами, современная система государственного управления функционирует как самодовлеющая сущность, облекаемая народным доверием на определенный срок. При этом государственная власть должна быть распределена по всем элементам системы, что требует четкого закрепления процедур и правил, в соответствии с которыми эти элементы будут взаимодействовать. Именно безличный характер современной государственной власти требует системности государственного управления, в котором и реализуется эта государственная власть.
Контрольные вопросы:
Что называют институциональной подсистемой системы государственного управления?
Охарактеризуйте нормативно-правовую подсистему.
Что представляет собой функционально-структурная подсистема?
Перечислите ресурсы управленческой деятельности.
Что представляет собой коммуникативная подсистема?
Какие бывают коммуникации и их сети?
Что такое профессионально-кадровая подсистема?
Что представляет собой профессионально-культурная подсистема?
Задания для углубленного изучения:
Как соотносятся мораль и право?
Назовите тактические цели развития Российской Федерации, обозначенные в последнем Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Какие основные коммуникативные проблемы управления вы знаете?
Охарактеризуйте состояние государственной службы в Российской Федерации.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе