logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы

В отличие от ранее рассмотренных подсистем, она является служебной: не участвует непосредственно в осуществлении самого управления, но подготавливает и обеспечивает эту деятельность подходящими кадрами.

Государственная служба осуществляет административные функции управления. Она обеспечивает реализацию политических программ и законов, но сам процесс этой реализации должен быть лишен политической составляющей.

Все государственные органы могут эффективно функционировать только тогда, когда обеспечены качественным персоналом (к нему относятся все сотрудники данной организации), нанятым из числа трудовых ресурсов (все трудоспособное население от 18 лет до пенсионного возраста). Для обеспечения органов государственной власти квалифицированными кадрами действует кадровая политика государственной службы. Она представляет собой деятельность органов власти, их руководителей, работников кадровых подразделений, направленную на поиск, оценку, отбор, профессиональное развитие персонала, его мотивацию и стимулирование к выполнению задач, стоящих перед государственными органами.

Основными направлениями кадровой политики госслужбы являются:

  1. выработка стратегии в развитии государственного управления в перспективе развития общества;

  2. создание системы обеспечения госслужбы профессионально пригодными специалистами, способными выполнять свои задачи и поднимать авторитет органов государственного управления;

  3. создание условий деятельности и механизмов контроля за профессиональной деятельностью персонала;

  4. поддержание в коллективах рабочего морально-психологического климата, способствующего эффективной работе и творческой самореализации сотрудников;

  5. создание и поддержание системы подготовки и повышения квалификации персонала;

  6. определение порядка подбора, перемещения и оценки деятельности кадров государственной службы193.

В рамках кадровой политики государственной службы реализуется активная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей государственных органов в кадрах, называемая кадровым обеспечением. Как видно из вышеперечисленного, кадровая политика осуществляется сразу на нескольких уровнях организации системы государственного управления, начиная с федерального уровня и заканчивая уровнем отдела кадров отдельно взятого государственного учреждения.

Направляет государственную кадровую политику в России Президент РФ. Для этого в рамках его администрации функционирует Управление кадров Президента РФ, которое совместно с Главным государственно-правовым управлением Президента РФ обеспечивает:

Низовым звеном осуществления кадровой политики являются кадровые службы государственных органов, центры управления персоналом, осуществляющие кадровое обеспечение государственных органов.

Функции кадровых служб:

Отдел кадров выступает подразделением кадровой службы, выполняющим вспомогательные задачи, в основном из области делопроизводства.

Одной из важнейших проблем построения демократического правового государства является создание системы государственной службы, независимой от политики, низового управленческого аппарата, который буквально выполняет решения, принятые в политической системе государства. Именно поэтому чиновничий аппарат должен подчиняться собственному внутреннему регламенту, независимому от политических пристрастий руководителей.

В настоящее время в Российской Федерации кадровая автономия органов государственной службы от политических органов весьма относительна, что является наследием тоталитарного прошлого страны. На преодоление этого обстоятельства направлено реформирование государственной службы, связанное с проработкой мер ограничения роста управленческого аппарата и преодолением зависимости государственной службы от политической конъюнктуры.

С 1995 г. в нашей стране происходит формирование госслужбы современного типа, призванной обеспечить гарантии должностной устойчивости, защиты от политического произвола, права на постоянный должностной рост профессиональных чиновников. Но в настоящее время в России не принято правового акта, устанавливающего единый административно-правовой статус госслужащего.

Для надлежащего функционирования системы государственного управления необходимо существование соответствующей культуры управления, отражающей способность госслужащих адекватно реагировать на общественные изменения, обеспечивая при этом преемственность управления. В Российской Федерации на современном этапе происходит становление новой культуры управления, пришедшей на смену советской. При этом общество сталкивается с проблемой, связанной с культурной разнородностью нашего государства, давлением прежних культурных образцов и сильным влиянием зарубежных культурных традиций государственного управления.

Выделяют три уровня профессионально-управленческой культуры:

Профессиональная культура управления складывается из совокупности взаимодействующих элементов:

  1. политическая культура – совокупность политических знаний, норм, ценностей и традиций, определяющих особенности политической системы данного общества;

  2. правовая культура – сознательное, базирующееся на внутренней потребности исполнение норм права, основанное на его глубоком знании и понимании;

  3. нравственная культура – совокупность этических ценностей, приоритетов, стандартов в корпоративных взаимоотношениях;

  4. собственно управленческая культура (профессионализм).

Кадры государственных служащих должны ориентироваться на деятельность в рамках правового государства, соответствовать нормам гражданского общества и обладать высоким уровнем правосознания.

В последнее время широкое развитие получает административная этика – кодекс поведения государственных служащих, предписывающий им определенные нравственные отношения, соответствующие наиболее эффективному функционированию государственного аппарата. Для регулирования поведения сотрудников может применяться как внешний (со стороны других лиц), так и внутренний (со стороны собственных убеждений) контроль. Именно вторая разновидность контроля является наиболее эффективной, а потому важнейшее значение для становления культуры управления в нашей стране имеет формирование общегосударственной управленческой идеологии, способной воздействовать на будущего управленца на самых ранних этапах его становления.

Современная административная этика ориентирована на удовлетворение интересов большинства людей (максимальный социальный результат); на соблюдение прав и свобод других лиц, а также их человеческого достоинства; на следование социальной справедливости, при которой выгоды и издержки равномерно распределяются во всех слоях общества.

Профессиональная культура госслужащих выступает важным показателем качественного состояния управления, является результатом развития общества и зависит от множества внешних и внутренних факторов, определяющих его состояние.

Надо сказать, что список возможных подсистем в системе государственного управления не ограничен этим набором. Можно выделять и другие подсистемы, например научно-технологическую.

Важно понимать, что каждая из описанных подсистем характеризует только одну из сторон функционирования единой системы государственного управления. Системность этого феномена обеспечивает системность каждого из выделенных аспектов.

Внутренние противоречия могли существовать в системе управления государства, базировавшегося на традиционном типе власти, управлявшегося из одного центра и полностью зависящего от произвола одного лица. В таком государстве нормы права выступали в качестве концентрированной воли суверена и могли меняться постоянно, в соответствии с каждой конкретной ситуацией. Суверен, облеченный сакральной властью, в любой момент времени мог изменить свое решение.

В современных государствах источником легитимной власти является народ, но народ не может непосредственно решать каждый вопрос государственного управления и снимать все возникающие в его процессе противоречия. Поэтому легитимная власть в настоящее время может базироваться только на системе универсальных предписаний, имеющих безличный характер.

Иными словами, современная система государственного управления функционирует как самодовлеющая сущность, облекаемая народным доверием на определенный срок. При этом государственная власть должна быть распределена по всем элементам системы, что требует четкого закрепления процедур и правил, в соответствии с которыми эти элементы будут взаимодействовать. Именно безличный характер современной государственной власти требует системности государственного управления, в котором и реализуется эта государственная власть.

Контрольные вопросы:

  1. Что называют институциональной подсистемой системы государственного управления?

  2. Охарактеризуйте нормативно-правовую подсистему.

  3. Что представляет собой функционально-структурная подсистема?

  4. Перечислите ресурсы управленческой деятельности.

  5. Что представляет собой коммуникативная подсистема?

  6. Какие бывают коммуникации и их сети?

  7. Что такое профессионально-кадровая подсистема?

  8. Что представляет собой профессионально-культурная подсистема?

Задания для углубленного изучения:

  1. Как соотносятся мораль и право?

  2. Назовите тактические цели развития Российской Федерации, обозначенные в последнем Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

  3. Какие основные коммуникативные проблемы управления вы знаете?

  4. Охарактеризуйте состояние государственной службы в Российской Федерации.