3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
В зависимости от отношения к группам влияния государства подразделяются на монистические, плюралистические и корпоративные.
В монистических государствах группы влияния рассматриваются как негативные проявления политической активности. Спектр реакций на такие группы со стороны власти достаточно широк – от открытого подавления всеми возможными способами до неодобрения и стремления вытеснить за пределы действительной политической жизни.
Наиболее ярким примером монистического государства являются государства коммунистические, где единая государственная идеология претендует на статус научности и требует полного общественного единодушия по поводу себя. Так как политические механизмы монистических государств (большая часть из которых – однопартийные) подразумевают видимость реальных демократических процедур, то подобная система может сохраняться только при отсутствии в обществе институализированной альтернативы правящей партии. Наличие выбора либо приведет к смене правящего режима демократическим путем, как это случилось в 1989 г. в Польше, либо вынудит коммунистов отказаться от функционирования даже видимой демократии, что чревато политической нестабильностью.
Существование мощных групп влияния опасно для монистического государства – именно в этом причина их неприятия. Особое положение в таких государствах занимают церковь и профсоюзы, которые рассматриваются властью в качестве своеобразных потенциальных групп влияния. Именно в этом причина стремления правящей группы захватить контроль над такими организациями, так как устранить их из политической жизни страны не всегда возможно.
В плюралистических государствах все группы влияния имеют право на существование, хотя такое положение дел имеет свои негативные аспекты. Изощренные методы отдельных групп влияния вызывают серьезную обеспокоенность общества и во многом начинают противоречить сути демократии, задавая лоббистский характер политики.
В политической системе корпоративного государства существует ограниченный набор мощных групп влияния, взаимодействие между которыми и определяет политику государства. Правительство оказывается вынужденным взаимодействовать с этими группами и согласовывать с ними свою политику. Само правительство образовывается при проведении демократических процедур, а группы влияния формируются на корпоративной основе и удерживают свое господствующее положение в обществе за счет недемократических методов, контролируя политическое пространство, средства массовой информации и не допуская туда иные политические силы. Между этими группами влияния складывается своеобразная «круговая порука», позволяющая им в обход демократических процедур контролировать развитие общества.
Политическая партия – это группа людей, придерживающихся похожих взглядов на социальные и экономические приоритеты общества и объединенных целью утвердить эти приоритеты посредством воздействия на государственный аппарат54.
Принципиальное различие между партией и заинтересованной группой заключается в том, что заинтересованная группа просто выражает некоторые интересы, а партия ориентирована на воплощение этих интересов, т. е. ориентирована на власть.
Существуют и иные отличия:
Заинтересованная группа ограничена определенным кругом интересов, в то время как политическая партия может рассматривать все проблемы общественного бытия в целом.
Заинтересованные группы индивидуальны и играют строго определенную роль; партии ориентируются на реальное положение дел в стране, предпочтительно занимаясь наиболее насущными проблемами.
Политические партии, как правило, формируются из групп влияния, когда те перестают выражать свои узкие групповые интересы. Стремление добиться их реального претворения в жизнь путем прихода к власти приводит к осознанию того, что в современном развитом обществе, где существует множество заинтересованных групп, ни одна из них не может включать большинство граждан. Таким образом, действительные политические успехи требуют преодоления узкой ориентированности группы влияния, консолидирования вокруг себя целого спектра групп. Это становится возможным только при учете в политической программе складывающейся партии широкого круга мировоззренческих ориентиров. Это приводит к системному осмыслению партийной программы, формированию в ней точки зрения по поводу всех проблем, актуальных в обществе. Даже если эти проблемы и безразличны исходной заинтересованной группе, группа влияния вынуждена разрабатывать их решение в связи со своим стремлением получить широкую общественную поддержку. В результате группа влияния расширяет свой электорат, а заинтересованная группа трансформируется в политическую партию вокруг группы влияния.
Группы влияния существовали всегда, их возникновение можно связать с формированием государства как такового. Возникновение политических партий связано с идеалами Просвещения, демократическими ценностями и утверждением правовой легитимности и принципа народовластия в качестве единственного способа обоснования власти.
От предшествовавших им клик и фракций политические партии отличаются рядом существенных черт:
устойчивостью структуры и организации;
правом представлять интересы людей, не входящих в партию, получаемым на основании демократических выборов;
стремлением участвовать в формировании и деятельности правительства.
Возможность формирования политических партий является важнейшим элементом демократического мироустройства, а потому в мире непрерывно формируются политические партии и так же непрерывно прекращают свое существование. Политические партии выступают в качестве одной из разновидностей обратной связи между обществом и государством, обеспечивая устойчивость функционирования демократических институтов в целом.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе