logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Словарь терминов и понятий

Административная автономия характеризуется не обособленностью региональных и местных властей от центрального правительства как таковой, а, скорее, дополнительными по сравнению с «обычными» административно-территориальными образованиями управленческими полномочиями.

Административно-территориальное деление – схема структуризации территории страны (региона), отражающая систему пространственно распределенной структуры органов управления.

Активность (системы) – способность системы к самодвижению.

Асимметричная федеративная модель предполагает существование двух или нескольких видов субъектов федерации с конституционно закрепленным различным экономико-правовым статусом и особым характером их взаимоотношений с федеральным центром.

Ассоциативные федерации – федерации, создаваемые в итоге процесса сближения между различными до этого времени суверенными государствами (государственными образованиями).

Бюджет субъекта федерации (бюджет региона, региональный бюджет) – фонд денежных средств, которым располагают органы государственной власти субъекта федерации, представляющий собой их финансовый план на текущий год, образуемый и исполняемый по расходам на основе законодательного акта субъекта федерации.

Бюджетная обеспеченность минимальных социальных стандартов – уровень обеспеченности предоставления населению социальных услуг в размере минимальных социальных стандартов за счет средств соответствующего бюджета (федерального, субъекта федерации, муниципального).

Бюрократия – форма осуществления политико-социального управления, при которой центры исполнительной власти посредством разветвленной сети чиновников и административного аппарата оказываются сознательно оторванными от членов общества.

Власть – это способность субъекта управления (государства и его институтов) навязывать свою волю объекту (людям, людским группам, организациям), распоряжаться и управлять его действиями, используя различные методы.

Глобализация – тенденция формирования целостного, относительно однородного мирового социального пространства в процессе воссоздания родового единства человечества на основе приобретения всеми видами человеческой деятельности (хозяйственной, политической, познавательной и др.) транснационального характера.

Государственная служба – система государственных органов, созданных для профессионального исполнения и обеспечения полномочий органов государственной власти и управления.

Государственное (политико-территориальное) устройство – территориальная организация государственной власти, выраженная в совокупности принципов функционирования государства как целого, состоящего из территориально распределенных частей, принципов взаимоотношений центральных (общегосударственных) и местных (территориальных) органов власти и управления, а также механизмов их практической реализации.

Государственная региональная политика – система целей и задач органов центральной и местной государственной власти, а также система мер, предпринимаемых ими в сфере управления политическим, экономическим и социальным развитием регионов, которая направлена на реализацию стратегии территориального развития государства.

Государственное региональное управлениенаправление деятельности органов государственной власти, связанное с регулированием социально-экономических процессов, обладающих собственной географической спецификой, на территории относительно обособленных регионов в рамках общей территории страны, предполагающее гармоничное сосуществование и развитие всех региональных подсистем единого общегосударственного территориального пространства.

Государственное управление – это систематическое, целенаправленное, опирающееся на власть воздействие государства и его институтов на людей, процессы и отношения, возникающие в человеческом обществе, для их упорядочения, сохранения и преобразования.

Государственный аппарат – это система государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих различные формы государственного воздействия на общество.

Группа влияния политическая организация, способная осуществлять политические действия с опорой на заинтересованную группу.

Дееспособность – возможность физического лица осуществлять свои права и обязанности собственными действиями.

Деликтоспособность – возможность лица самостоятельно отвечать за совершенные им правонарушения.

Дерево целей государственного управления – система зависимости, позволяющая определить роль каждой конкретной цели в процессе ее осуществления, разграничить их по степени важности при существующих условиях управленческой деятельности.

Диссоциативные федерации – федерации, формирование которых происходит путем разрыва единства унитарного государства.

Договорные федерации (федерации на основе союза) – федерации, созданные на основе союза независимых государств, а также федерации, образованные в результате объединения или вступления в союз государственных образований или политических единиц, имевших фактически некоторые признаки государственности.

Дуалистический федерализм – принцип государственного устройства, предполагающий фиксированное на конституционном уровне разграничение предметов ведения между центральной властью и субъектами федерации.

Заинтересованная группа – совокупность людей, которая ориентирована на реализацию неких общественных интересов и готова поддержать их при народном волеизъявлении.

Закон – политико-правовой нормативный акт высшей юридической силы в государстве, принятый в установленном конституцией порядке, как правило, законодательными (представительными) органами государственной власти194.

Законодательная власть выражается в праве и возможности принимать общеобязательные правила в виде нормативных актов общегосударственного значения, имеющих наиболее общий характер и высшую юридическую силу.

Законодательный процесс – это установленный законами и регламентами порядок, этапы и процедуры прохождения закона от проекта до опубликования и вступления в силу, а также взаимодействие всех участников законотворчества.

Идеология – это ядро идей, которое отражает убеждения и ценности какого-либо государства и его политического строя.

Иерархичность (системы) – соподчиненность уровней системы, ее элементов по вертикали.

Иммунитет (депутатская неприкосновенность) подразумевает невозможность полицейского задержания, ареста и привлечения депутата к судебной ответственности без санкции палаты парламента, в состав которой входит данный депутат.

Империя как форма государственного устройства – это объединение различных государств и территорий под единой властью, одним имперским правлением и законами империи.

Импичмент – досрочное прекращение полномочий президента вследствие парламентского суда над ним.

Инаугурация – торжественная процедура вступления в должность главы государства.

Индемнитет

  1. Не несение депутатом ответственности за его выступления в парламенте и за те меры, которые он поддерживал своим голосованием.

  2. Обязанность государства оплачивать из казны работу депутата.

Инерционность (системы) – способность системы сохранять свое состояние и оказывать определенное сопротивление факторам, ведущим к изменению.

Институциональная подсистема государственного управления совокупность государственных органов исполнительной власти и управления, которые во взаимодействии друг с другом и в сотрудничестве с институтами гражданского общества реализуют государственно-управляющее воздействие с целью исполнения законов.

Интегрированность (системы) – сплоченность частей в целое, при которой свойства частей модифицируются и проявляются как качественно иные, характерные только для целостности и отличные от свойств отдельных элементов.

Исполнительная власть – это власть по выполнению законов, по их реализации законными мерами, включая принуждение.

Исполнительный федерализм – система сотрудничества и координации органов исполнительной власти федерации и ее субъектов, выражающаяся в широко распространенной практике взаимного согласования действий федеральных и региональных исполнительных властей.

Кворум – законодательно установленное число участников собрания (заседания), необходимое для проведения заседания и/или принятия правомочных решений.

Коммуникативная подсистема системы государственного управления – совокупность отношений между субъектами управления, а также между субъектами и объектами управления, которыми являются общественные институты, организации и отдельные граждане.

Конституционные федерации (федерации на основе автономии) – федерации, образованные «сверху», актами центральной государственной власти. Характеризуются тем, что их субъекты зачастую не имеют собственных конституций, а их границы могут быть изменены актами центральных органов.

Конституционный строй – это единый государственно-общественный правовой механизм и система основополагающих общественных отношений, закрепленная нормами Основного закона и представленная в соответствующих структурах государства и общества195.

Конституция – основной закон государства, определяющий его государственное устройство, форму правления, политический режим, порядок и принципы образования органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Конфедерация – форма политико-территориального объединения государств на основе общих целей для координации совместных действий.

Кооперативный федерализм – практика федеративных отношений в государстве, основанная на кооперации, сотрудничестве федерального центра и регионов (субъектов федерации) в осуществлении программ социально-экономического развития, в формировании и обеспечении функционирования системы перераспределения ресурсов в рамках федерации в целях сбалансированного развития всех ее территорий. Скоординированное взаимодействие осуществляется как «по вертикали» (между федерацией и ее субъектами), так и «по горизонтали» (т. е. между субъектами федерации). Кооперация сторон достигается договорными процедурами в пределах компетенции того или иного органа государственной власти.

Корпоративное государство – это система не конкурирующих между собой, иерархически организованных и функционально дифференцированных единиц (объединений предпринимателей и наемных работников той или иной сферы деятельности), признанных и зачастую организованных государством. Государство (своего рода корпорация над корпорациями) является при этом посредником, организатором межклассового диалога и высшим выразителем интересов всех граждан.

Коррелятивность (системы) – это закономерная взаимозависимость характеристик целостной системы, отличающаяся от иерархичности представлением горизонтальных взаимодействий внутри системы и дающая представление о координации, а не субординации элементов.

Легитимная государственная власть – это власть, принятая большинством граждан данного государства, соответствующая их представлениям, оцениваемая ими как справедливая и законная.

Лествичная система – система наследования княжеских столов на Руси в XI в., при которой великокняжеский стол занимал старший в роду князь, а все остальные князья – последующие по важности столы.

Межрегиональная ассоциация (союз) – некоммерческая организация, учредителями которой являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и которая создается на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Местное самоуправление – форма народовластия, обеспечивающая населению, входящему в состав некоторого территориального коллектива, возможность самостоятельно и под свою ответственность в пределах, установленных законами, решать вопросы местного значения.

Методы государственного управления – это способы воздействия государственных органов на общественные процессы и деятельность государственных структур в пределах их компетенции в установленном порядке.

Минимальный социальный стандарт – установленный законодательством минимально необходимый уровень государственных гарантий, обеспечивающих удовлетворение важнейших потребностей человека в социальных услугах, выражаемый в социальных нормативах и нормах.

Модель федеративных отношений – интегрированное системное сочетание базовых характеристик данной федерации, основные принципы, на которых строятся и развиваются федеративные отношения в данной системе.

Мораль представляет собой совокупность норм, существующих в обществе и регулирующих отношения между его составными частями.

Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Национальное государство (или суверенное государство) – это государство, которое не позволяет принимать решения каким-либо силам за пределами себя самого196.

Национально-культурная (персональная, культурная) автономия представляет собой право разрозненно проживающих в государстве этнических групп создавать свои объединения, которые занимаются вопросами, имеющими значение для сохранения и развития их культурной, этнической целостности и самобытности, уникальности: вопросы культуры, организации быта, сохранения традиций, воспитания, религии и пр.

Национально-территориальная автономия – разновидность государственной территориальной автономии, предоставляемой территориям на основе критерия компактного и относительно обособленного проживания этнически однородного населения.

Норма права формально определенное государством общеобязательное правило поведения, нацеленное на урегулирование общественных отношений.

Нормативно-правовая подсистема системы государственного управления представляет собой совокупность правовых норм, которые реализуются институциональной подсистемой в ее управленческой деятельности.

Образование нового субъекта – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов федерации и не связанная с принятием в федерацию иностранного государства или его части.

Общественное воспроизводство – системная совокупность экономических, социальных и политических процессов, связанных с формированием и развитием социально-культурного и социально-экономического потенциала общества, с созданием, распределением и потреблением общественных благ.

Организованность (системы) – сосредоточение действий системы благодаря концентрации ресурсов и фокусированию свойств, что достигается на основе функциональной дополнительности элементов данной системы и позволяет разрешать ее актуальные противоречия.

Парламент высший выборный законодательный орган власти, осуществляющий представительство основных социально и политически активных групп населения197.

Политическая (государственная, законодательная) автономия предполагает существование у автономного территориального образования правомочий, близких по содержанию к элементам статуса субъекта федерации или даже самостоятельного государства.

Политическая партия это группа людей, придерживающихся похожих взглядов на социальные и экономические приоритеты общества и объединенных целью утвердить эти приоритеты посредством воздействия на государственный аппарат198.

Политический режим – совокупность способов, средств и методов практического осуществления правящими кругами, главным образом высшими должностными лицами, государственной властной воли.

Право является системой моральных норм, гарантированных и охраняемых государством.

Правовая культура – знание, понимание и использование предписаний права как сознательной потребности.

Правовое государство – государство с конституционным режимом правления, реальным разделением властей, обладающее развитой и эффективной правовой системой и действенными механизмами социального контроля.

Правовой акт – это письменный документ, выражающий властную волю и направленный на регулирование общественных отношений, который принят правомочным субъектом права (органом государственной власти, местного самоуправления, институтами прямой демократии) и имеет официальный характер и обязательную юридическую силу.

Правовые отношения – объективные общественные отношения, которые развиваются под воздействием и при урегулировании норм права199.

Правоспособность – возможность для индивида быть носителем прав и обязанностей.

Президент – глава государства, должностное лицо (в отличие от монарха), избираемое гражданами, парламентом или избирательной коллегией с участием парламента на установленный конституцией срок200.

Принципы государственного управления – это фундаментальные, частично закрепленные в законодательстве положения, в соответствии с которыми строится и функционирует система государственного управления.

Программирование регионального развития – совокупность подходов и способов проектирования будущей социально-экономической реальности, методически обеспечивающих синтез целей социально-экономического развития на основе комплексного описания существующей социально-экономической реальности, результаты применения которых формализуются в периодически принимаемых органами управления программах регионального социально-экономического развития.

Протекторат – основанное на соглашениях неравноправное объединение государств, в рамках которого одно из них отчуждает в пользу другого часть принадлежащих ему суверенных прав.

Профессионально-кадровая подсистема системы государственного управления – система подготовки и отбора кадров для осуществления государственного управления.

Профессионально-культурная подсистема системы государственного управления – совокупность этических и культурных представлений, принимаемых деятелями управленческого аппарата в профессиональной деятельности.

Разукрупнение (субъектов федерации) – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов федерации путем выделения части территории одного из субъектов федерации из его состава в качестве самостоятельного субъекта федерации, обладающего организационной и финансово-экономической независимостью и самостоятельностью, не влекущего за собой прекращения существования исходного субъекта федерации, либо путем разделения территории одного из субъектов федерации на территории двух или более новообразуемых субъектов федерации, обладающих организационной и финансово-экономической независимостью и самостоятельностью, влекущего за собой прекращение существования разукрупняемого субъекта федерации.

Район территория (акватория, аэротория, геотория), выделенная по совокупности каких-либо взаимосвязанных признаков или явлений, являющаяся таксономической единицей в какой-либо системе территориального членения.

Регион в общем смысле слова – территория (акватория, аэротория, геотория), часто значительная по своим размерам, выделенная по совокупности каких-либо взаимосвязанных признаков или явлений и в силу этого отличная от других.

Регион как субъект внутригосударственных отношений – территория, обладающая совокупностью общих, прежде всего социально-экономических, взаимосвязанных характеристик и вместе с иными регионами составляющая социально-экономическую основу общества и государства.

Региональный воспроизводственный процесс подсистема общественного воспроизводственного процесса, отражающая специфику комплексного функционирования и развития воспроизводственных процессов на территории определенного региона.

Связность (системы) – наличие и функционирование подсистемы связей между элементами системы и ее ядром.

Сессия (парламента) – промежуток времени, в течение которого проводятся пленарные заседания, на которых принимаются законы и прочие решения парламента.

Симметричная модель федерации предполагает единый (универсальный) статус для всех субъектов федерации и их равенство во взаимоотношениях с федеральным центром.

Система – это целостная совокупность взаимосвязанных элементов.

Социальная система – это структурный элемент социальной действительности, целостное образование, в качестве элементов которого выступают люди (людские группы), связи и взаимодействия между ними.

Структура – форма организации системы, совокупность и единство устойчивых взаимосвязей между составляющими систему элементами, а также совокупность органов управления, обеспечивающих выполнение некоторых функций, необходимых для достижения поставленных целей.

Субсидиарность – принцип децентрализации властных полномочий, согласно которому каждый уровень публичной власти должен обладать теми полномочиями, которые он в состоянии исполнять.

Субъект федерации – политико-административное территориальное образование в составе федерации, равноправное относительно других субъектов, формирующее свой уровень государственной власти в федеративном государстве, обладающее собственными полномочиями по вопросам управления теми или иными сферами общественной жизни и самостоятельностью в их осуществлении относительно центральных властей (федерального центра).

Субъекты права – индивидуумы и организованные сообщества индивидуумов (физические и юридические лица), которые могут выступать в соответствии с законодательством в качестве носителей субъективных прав и юридических обязанностей201.

Суверенитет полная независимость государства от других государств в его внешних и внутренних делах.

Судебная власть – это право, возможность и способность специально создаваемых государственных учреждений (судов) оказывать воздействие на поведение людей и социальные процессы путем принятия конкретных юридических мер, установленных законами202.

Территориальная автономия – особый политико-правовой статус части страны, подразумевающий право (региональных) местных на самостоятельное осуществление властных и управленческих функций на основе конституционных принципов государственного политико-территориального устройства.

Территориально-производственный комплекс – планово создаваемая совокупность взаимосвязанных объектов народного хозяйства, которые формируются и функционируют с целью решения определенной региональной проблемы.

Территориальный коллектив – локализованная социально-территориальная общность населения, обладающая совокупностью взаимосвязанных признаков, которые сложились на основе ее длительного существования как обособленной от других человеческой общности.

Укрупнение субъектов – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов федерации путем объединения территорий и систем управления двух и более граничащих между собой субъектов федерации, влекущая за собой создание нового субъекта федерации и прекращение существования вошедших в него субъектов.

Унитарное государственное устройство – это форма государственного территориального устройства, подразумевающая единство политико-правовой системы государства и не предполагающая существования в его границах государственных образований, обладающих элементами суверенитета.

Уния как форма государственного устройства – государственное образование на основе совмещения высших органов власти нескольких государств (обычно главы государств).

Управление – это целенаправленное воздействие управляющей системы на управляемую.

Управленческие отношения – сознательные, устойчивые властные отношения, складывающиеся между людьми, социальными группами, организациями, органами власти и населением в процессе упорядочения общественной деятельности203.

Управляющее воздействие – общественная потребность (цель управления), осознанная субъектом управления либо его компонентами, нормативно выраженная и практически осуществленная в его решениях и действиях в отношении объекта управления.

Устойчивость (системы) – способность системы противостоять разрушающим воздействиям.

Фантомный федерализм – состояние государственных и правовых институтов, при котором зафиксированная в нормах права конструкция федеративных отношений значительно отличается от реально сложившейся, существует системный разрыв между декларированным и действительным состоянием государственной системы.

Федерализация – формирование распределенной системы государственной власти в унитарном государстве с высоким уровнем самостоятельности внутригосударственных территориальных образований и их активным участием в управлении страной в целом.

Федерализм – совокупность политических, правовых, экономических и культурных отношений, возникающих в связи и по поводу функционирования федеративной государственности и ее отдельных элементов. Федерализм – это также совокупность представлений о сущности и характере федеративных отношений в рамках данной федерации.

Федеральная целевая программа регионального развития – взаимоувязанный по содержанию, срокам выполнения, ресурсам и исполнителям комплекс мероприятий (работ) правового, организационного, экономического, финансового, социального характера, направленных на решение проблем развития инфраструктурного, социально-экономического, природно-ресурсного потенциалов региона Российской Федерации и обеспеченный финансовыми и иными материальными средствами Российской Федерации.

Федеральный Фонд финансовой поддержки регионов – образуемый в составе расходов федерального бюджета целевой бюджетный фонд, в качестве основной задачи которого называется обеспечение выравнивания бюджетной обеспеченности регионов Российской Федерации по текущим расходам.

Федеральный центр – центральный элемент системы федеративных отношений, сосредоточение и источник федерального уровня государственной власти в федерации, прежде всего политический институциональный элемент системы, а не территориальное образование.

Федеративное государство (федерация) – это форма государственного устройства, подразумевающая деление государства на ряд политико-территориальных образований (субъектов федерации), политический и юридический статус которых предполагает их самостоятельность и независимость от центральных властей федеративного государства в вопросах, относимых к их компетенции.

Форма правления – это способ организации структуры и взаимоотношений всех органов государственной власти, а также их прямых и обратных связей с населением.

Формы государственного управления – это устойчивые способы организации и совокупности приемов и методов, с помощью которых система управления достигает поставленных целей.

Фрактальность (системы) – запечатленность в элементах системы свойств, присущих данной системе как целостности, составляющих ее качественную специфику.

Функции государственного управления это деятельность государственного аппарата по оказанию влияния на общественные процессы для достижения поставленных перед государством целей.

Функционально-структурная подсистема системы государственного управления – совокупность функций государственного управления, распределенных по различным элементам его структуры.

Целостность (системы) – способность системы сохранять свою качественную специфичность в изменяющихся условиях среды.

Цель государственного управления заключается в создании оптимальных условий для достижения определенного состояния общества и государства в соответствии с намеченными перспективами их развития.

Экономический район – территориально определенная часть народного хозяйства страны, обладающая своей характерной специализацией и структурой производственно-хозяйственных связей.

Экономическое районирование – разделение территории страны на экономические районы.