Словарь терминов и понятий
Административная автономия характеризуется не обособленностью региональных и местных властей от центрального правительства как таковой, а, скорее, дополнительными по сравнению с «обычными» административно-территориальными образованиями управленческими полномочиями.
Административно-территориальное деление – схема структуризации территории страны (региона), отражающая систему пространственно распределенной структуры органов управления.
Активность (системы) – способность системы к самодвижению.
Асимметричная федеративная модель предполагает существование двух или нескольких видов субъектов федерации с конституционно закрепленным различным экономико-правовым статусом и особым характером их взаимоотношений с федеральным центром.
Ассоциативные федерации – федерации, создаваемые в итоге процесса сближения между различными до этого времени суверенными государствами (государственными образованиями).
Бюджет субъекта федерации (бюджет региона, региональный бюджет) – фонд денежных средств, которым располагают органы государственной власти субъекта федерации, представляющий собой их финансовый план на текущий год, образуемый и исполняемый по расходам на основе законодательного акта субъекта федерации.
Бюджетная обеспеченность минимальных социальных стандартов – уровень обеспеченности предоставления населению социальных услуг в размере минимальных социальных стандартов за счет средств соответствующего бюджета (федерального, субъекта федерации, муниципального).
Бюрократия – форма осуществления политико-социального управления, при которой центры исполнительной власти посредством разветвленной сети чиновников и административного аппарата оказываются сознательно оторванными от членов общества.
Власть – это способность субъекта управления (государства и его институтов) навязывать свою волю объекту (людям, людским группам, организациям), распоряжаться и управлять его действиями, используя различные методы.
Глобализация – тенденция формирования целостного, относительно однородного мирового социального пространства в процессе воссоздания родового единства человечества на основе приобретения всеми видами человеческой деятельности (хозяйственной, политической, познавательной и др.) транснационального характера.
Государственная служба – система государственных органов, созданных для профессионального исполнения и обеспечения полномочий органов государственной власти и управления.
Государственное (политико-территориальное) устройство – территориальная организация государственной власти, выраженная в совокупности принципов функционирования государства как целого, состоящего из территориально распределенных частей, принципов взаимоотношений центральных (общегосударственных) и местных (территориальных) органов власти и управления, а также механизмов их практической реализации.
Государственная региональная политика – система целей и задач органов центральной и местной государственной власти, а также система мер, предпринимаемых ими в сфере управления политическим, экономическим и социальным развитием регионов, которая направлена на реализацию стратегии территориального развития государства.
Государственное региональное управление – направление деятельности органов государственной власти, связанное с регулированием социально-экономических процессов, обладающих собственной географической спецификой, на территории относительно обособленных регионов в рамках общей территории страны, предполагающее гармоничное сосуществование и развитие всех региональных подсистем единого общегосударственного территориального пространства.
Государственное управление – это систематическое, целенаправленное, опирающееся на власть воздействие государства и его институтов на людей, процессы и отношения, возникающие в человеческом обществе, для их упорядочения, сохранения и преобразования.
Государственный аппарат – это система государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих различные формы государственного воздействия на общество.
Группа влияния – политическая организация, способная осуществлять политические действия с опорой на заинтересованную группу.
Дееспособность – возможность физического лица осуществлять свои права и обязанности собственными действиями.
Деликтоспособность – возможность лица самостоятельно отвечать за совершенные им правонарушения.
Дерево целей государственного управления – система зависимости, позволяющая определить роль каждой конкретной цели в процессе ее осуществления, разграничить их по степени важности при существующих условиях управленческой деятельности.
Диссоциативные федерации – федерации, формирование которых происходит путем разрыва единства унитарного государства.
Договорные федерации (федерации на основе союза) – федерации, созданные на основе союза независимых государств, а также федерации, образованные в результате объединения или вступления в союз государственных образований или политических единиц, имевших фактически некоторые признаки государственности.
Дуалистический федерализм – принцип государственного устройства, предполагающий фиксированное на конституционном уровне разграничение предметов ведения между центральной властью и субъектами федерации.
Заинтересованная группа – совокупность людей, которая ориентирована на реализацию неких общественных интересов и готова поддержать их при народном волеизъявлении.
Закон – политико-правовой нормативный акт высшей юридической силы в государстве, принятый в установленном конституцией порядке, как правило, законодательными (представительными) органами государственной власти194.
Законодательная власть выражается в праве и возможности принимать общеобязательные правила в виде нормативных актов общегосударственного значения, имеющих наиболее общий характер и высшую юридическую силу.
Законодательный процесс – это установленный законами и регламентами порядок, этапы и процедуры прохождения закона от проекта до опубликования и вступления в силу, а также взаимодействие всех участников законотворчества.
Идеология – это ядро идей, которое отражает убеждения и ценности какого-либо государства и его политического строя.
Иерархичность (системы) – соподчиненность уровней системы, ее элементов по вертикали.
Иммунитет (депутатская неприкосновенность) подразумевает невозможность полицейского задержания, ареста и привлечения депутата к судебной ответственности без санкции палаты парламента, в состав которой входит данный депутат.
Империя как форма государственного устройства – это объединение различных государств и территорий под единой властью, одним имперским правлением и законами империи.
Импичмент – досрочное прекращение полномочий президента вследствие парламентского суда над ним.
Инаугурация – торжественная процедура вступления в должность главы государства.
Индемнитет –
Не несение депутатом ответственности за его выступления в парламенте и за те меры, которые он поддерживал своим голосованием.
Обязанность государства оплачивать из казны работу депутата.
Инерционность (системы) – способность системы сохранять свое состояние и оказывать определенное сопротивление факторам, ведущим к изменению.
Институциональная подсистема государственного управления – совокупность государственных органов исполнительной власти и управления, которые во взаимодействии друг с другом и в сотрудничестве с институтами гражданского общества реализуют государственно-управляющее воздействие с целью исполнения законов.
Интегрированность (системы) – сплоченность частей в целое, при которой свойства частей модифицируются и проявляются как качественно иные, характерные только для целостности и отличные от свойств отдельных элементов.
Исполнительная власть – это власть по выполнению законов, по их реализации законными мерами, включая принуждение.
Исполнительный федерализм – система сотрудничества и координации органов исполнительной власти федерации и ее субъектов, выражающаяся в широко распространенной практике взаимного согласования действий федеральных и региональных исполнительных властей.
Кворум – законодательно установленное число участников собрания (заседания), необходимое для проведения заседания и/или принятия правомочных решений.
Коммуникативная подсистема системы государственного управления – совокупность отношений между субъектами управления, а также между субъектами и объектами управления, которыми являются общественные институты, организации и отдельные граждане.
Конституционные федерации (федерации на основе автономии) – федерации, образованные «сверху», актами центральной государственной власти. Характеризуются тем, что их субъекты зачастую не имеют собственных конституций, а их границы могут быть изменены актами центральных органов.
Конституционный строй – это единый государственно-общественный правовой механизм и система основополагающих общественных отношений, закрепленная нормами Основного закона и представленная в соответствующих структурах государства и общества195.
Конституция – основной закон государства, определяющий его государственное устройство, форму правления, политический режим, порядок и принципы образования органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Конфедерация – форма политико-территориального объединения государств на основе общих целей для координации совместных действий.
Кооперативный федерализм – практика федеративных отношений в государстве, основанная на кооперации, сотрудничестве федерального центра и регионов (субъектов федерации) в осуществлении программ социально-экономического развития, в формировании и обеспечении функционирования системы перераспределения ресурсов в рамках федерации в целях сбалансированного развития всех ее территорий. Скоординированное взаимодействие осуществляется как «по вертикали» (между федерацией и ее субъектами), так и «по горизонтали» (т. е. между субъектами федерации). Кооперация сторон достигается договорными процедурами в пределах компетенции того или иного органа государственной власти.
Корпоративное государство – это система не конкурирующих между собой, иерархически организованных и функционально дифференцированных единиц (объединений предпринимателей и наемных работников той или иной сферы деятельности), признанных и зачастую организованных государством. Государство (своего рода корпорация над корпорациями) является при этом посредником, организатором межклассового диалога и высшим выразителем интересов всех граждан.
Коррелятивность (системы) – это закономерная взаимозависимость характеристик целостной системы, отличающаяся от иерархичности представлением горизонтальных взаимодействий внутри системы и дающая представление о координации, а не субординации элементов.
Легитимная государственная власть – это власть, принятая большинством граждан данного государства, соответствующая их представлениям, оцениваемая ими как справедливая и законная.
Лествичная система – система наследования княжеских столов на Руси в XI в., при которой великокняжеский стол занимал старший в роду князь, а все остальные князья – последующие по важности столы.
Межрегиональная ассоциация (союз) – некоммерческая организация, учредителями которой являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и которая создается на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление – форма народовластия, обеспечивающая населению, входящему в состав некоторого территориального коллектива, возможность самостоятельно и под свою ответственность в пределах, установленных законами, решать вопросы местного значения.
Методы государственного управления – это способы воздействия государственных органов на общественные процессы и деятельность государственных структур в пределах их компетенции в установленном порядке.
Минимальный социальный стандарт – установленный законодательством минимально необходимый уровень государственных гарантий, обеспечивающих удовлетворение важнейших потребностей человека в социальных услугах, выражаемый в социальных нормативах и нормах.
Модель федеративных отношений – интегрированное системное сочетание базовых характеристик данной федерации, основные принципы, на которых строятся и развиваются федеративные отношения в данной системе.
Мораль представляет собой совокупность норм, существующих в обществе и регулирующих отношения между его составными частями.
Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Национальное государство (или суверенное государство) – это государство, которое не позволяет принимать решения каким-либо силам за пределами себя самого196.
Национально-культурная (персональная, культурная) автономия представляет собой право разрозненно проживающих в государстве этнических групп создавать свои объединения, которые занимаются вопросами, имеющими значение для сохранения и развития их культурной, этнической целостности и самобытности, уникальности: вопросы культуры, организации быта, сохранения традиций, воспитания, религии и пр.
Национально-территориальная автономия – разновидность государственной территориальной автономии, предоставляемой территориям на основе критерия компактного и относительно обособленного проживания этнически однородного населения.
Норма права – формально определенное государством общеобязательное правило поведения, нацеленное на урегулирование общественных отношений.
Нормативно-правовая подсистема системы государственного управления представляет собой совокупность правовых норм, которые реализуются институциональной подсистемой в ее управленческой деятельности.
Образование нового субъекта – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов федерации и не связанная с принятием в федерацию иностранного государства или его части.
Общественное воспроизводство – системная совокупность экономических, социальных и политических процессов, связанных с формированием и развитием социально-культурного и социально-экономического потенциала общества, с созданием, распределением и потреблением общественных благ.
Организованность (системы) – сосредоточение действий системы благодаря концентрации ресурсов и фокусированию свойств, что достигается на основе функциональной дополнительности элементов данной системы и позволяет разрешать ее актуальные противоречия.
Парламент – высший выборный законодательный орган власти, осуществляющий представительство основных социально и политически активных групп населения197.
Политическая (государственная, законодательная) автономия предполагает существование у автономного территориального образования правомочий, близких по содержанию к элементам статуса субъекта федерации или даже самостоятельного государства.
Политическая партия – это группа людей, придерживающихся похожих взглядов на социальные и экономические приоритеты общества и объединенных целью утвердить эти приоритеты посредством воздействия на государственный аппарат198.
Политический режим – совокупность способов, средств и методов практического осуществления правящими кругами, главным образом высшими должностными лицами, государственной властной воли.
Право является системой моральных норм, гарантированных и охраняемых государством.
Правовая культура – знание, понимание и использование предписаний права как сознательной потребности.
Правовое государство – государство с конституционным режимом правления, реальным разделением властей, обладающее развитой и эффективной правовой системой и действенными механизмами социального контроля.
Правовой акт – это письменный документ, выражающий властную волю и направленный на регулирование общественных отношений, который принят правомочным субъектом права (органом государственной власти, местного самоуправления, институтами прямой демократии) и имеет официальный характер и обязательную юридическую силу.
Правовые отношения – объективные общественные отношения, которые развиваются под воздействием и при урегулировании норм права199.
Правоспособность – возможность для индивида быть носителем прав и обязанностей.
Президент – глава государства, должностное лицо (в отличие от монарха), избираемое гражданами, парламентом или избирательной коллегией с участием парламента на установленный конституцией срок200.
Принципы государственного управления – это фундаментальные, частично закрепленные в законодательстве положения, в соответствии с которыми строится и функционирует система государственного управления.
Программирование регионального развития – совокупность подходов и способов проектирования будущей социально-экономической реальности, методически обеспечивающих синтез целей социально-экономического развития на основе комплексного описания существующей социально-экономической реальности, результаты применения которых формализуются в периодически принимаемых органами управления программах регионального социально-экономического развития.
Протекторат – основанное на соглашениях неравноправное объединение государств, в рамках которого одно из них отчуждает в пользу другого часть принадлежащих ему суверенных прав.
Профессионально-кадровая подсистема системы государственного управления – система подготовки и отбора кадров для осуществления государственного управления.
Профессионально-культурная подсистема системы государственного управления – совокупность этических и культурных представлений, принимаемых деятелями управленческого аппарата в профессиональной деятельности.
Разукрупнение (субъектов федерации) – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов федерации путем выделения части территории одного из субъектов федерации из его состава в качестве самостоятельного субъекта федерации, обладающего организационной и финансово-экономической независимостью и самостоятельностью, не влекущего за собой прекращения существования исходного субъекта федерации, либо путем разделения территории одного из субъектов федерации на территории двух или более новообразуемых субъектов федерации, обладающих организационной и финансово-экономической независимостью и самостоятельностью, влекущего за собой прекращение существования разукрупняемого субъекта федерации.
Район – территория (акватория, аэротория, геотория), выделенная по совокупности каких-либо взаимосвязанных признаков или явлений, являющаяся таксономической единицей в какой-либо системе территориального членения.
Регион в общем смысле слова – территория (акватория, аэротория, геотория), часто значительная по своим размерам, выделенная по совокупности каких-либо взаимосвязанных признаков или явлений и в силу этого отличная от других.
Регион как субъект внутригосударственных отношений – территория, обладающая совокупностью общих, прежде всего социально-экономических, взаимосвязанных характеристик и вместе с иными регионами составляющая социально-экономическую основу общества и государства.
Региональный воспроизводственный процесс – подсистема общественного воспроизводственного процесса, отражающая специфику комплексного функционирования и развития воспроизводственных процессов на территории определенного региона.
Связность (системы) – наличие и функционирование подсистемы связей между элементами системы и ее ядром.
Сессия (парламента) – промежуток времени, в течение которого проводятся пленарные заседания, на которых принимаются законы и прочие решения парламента.
Симметричная модель федерации предполагает единый (универсальный) статус для всех субъектов федерации и их равенство во взаимоотношениях с федеральным центром.
Система – это целостная совокупность взаимосвязанных элементов.
Социальная система – это структурный элемент социальной действительности, целостное образование, в качестве элементов которого выступают люди (людские группы), связи и взаимодействия между ними.
Структура – форма организации системы, совокупность и единство устойчивых взаимосвязей между составляющими систему элементами, а также совокупность органов управления, обеспечивающих выполнение некоторых функций, необходимых для достижения поставленных целей.
Субсидиарность – принцип децентрализации властных полномочий, согласно которому каждый уровень публичной власти должен обладать теми полномочиями, которые он в состоянии исполнять.
Субъект федерации – политико-административное территориальное образование в составе федерации, равноправное относительно других субъектов, формирующее свой уровень государственной власти в федеративном государстве, обладающее собственными полномочиями по вопросам управления теми или иными сферами общественной жизни и самостоятельностью в их осуществлении относительно центральных властей (федерального центра).
Субъекты права – индивидуумы и организованные сообщества индивидуумов (физические и юридические лица), которые могут выступать в соответствии с законодательством в качестве носителей субъективных прав и юридических обязанностей201.
Суверенитет – полная независимость государства от других государств в его внешних и внутренних делах.
Судебная власть – это право, возможность и способность специально создаваемых государственных учреждений (судов) оказывать воздействие на поведение людей и социальные процессы путем принятия конкретных юридических мер, установленных законами202.
Территориальная автономия – особый политико-правовой статус части страны, подразумевающий право (региональных) местных на самостоятельное осуществление властных и управленческих функций на основе конституционных принципов государственного политико-территориального устройства.
Территориально-производственный комплекс – планово создаваемая совокупность взаимосвязанных объектов народного хозяйства, которые формируются и функционируют с целью решения определенной региональной проблемы.
Территориальный коллектив – локализованная социально-территориальная общность населения, обладающая совокупностью взаимосвязанных признаков, которые сложились на основе ее длительного существования как обособленной от других человеческой общности.
Укрупнение субъектов – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов федерации путем объединения территорий и систем управления двух и более граничащих между собой субъектов федерации, влекущая за собой создание нового субъекта федерации и прекращение существования вошедших в него субъектов.
Унитарное государственное устройство – это форма государственного территориального устройства, подразумевающая единство политико-правовой системы государства и не предполагающая существования в его границах государственных образований, обладающих элементами суверенитета.
Уния как форма государственного устройства – государственное образование на основе совмещения высших органов власти нескольких государств (обычно главы государств).
Управление – это целенаправленное воздействие управляющей системы на управляемую.
Управленческие отношения – сознательные, устойчивые властные отношения, складывающиеся между людьми, социальными группами, организациями, органами власти и населением в процессе упорядочения общественной деятельности203.
Управляющее воздействие – общественная потребность (цель управления), осознанная субъектом управления либо его компонентами, нормативно выраженная и практически осуществленная в его решениях и действиях в отношении объекта управления.
Устойчивость (системы) – способность системы противостоять разрушающим воздействиям.
Фантомный федерализм – состояние государственных и правовых институтов, при котором зафиксированная в нормах права конструкция федеративных отношений значительно отличается от реально сложившейся, существует системный разрыв между декларированным и действительным состоянием государственной системы.
Федерализация – формирование распределенной системы государственной власти в унитарном государстве с высоким уровнем самостоятельности внутригосударственных территориальных образований и их активным участием в управлении страной в целом.
Федерализм – совокупность политических, правовых, экономических и культурных отношений, возникающих в связи и по поводу функционирования федеративной государственности и ее отдельных элементов. Федерализм – это также совокупность представлений о сущности и характере федеративных отношений в рамках данной федерации.
Федеральная целевая программа регионального развития – взаимоувязанный по содержанию, срокам выполнения, ресурсам и исполнителям комплекс мероприятий (работ) правового, организационного, экономического, финансового, социального характера, направленных на решение проблем развития инфраструктурного, социально-экономического, природно-ресурсного потенциалов региона Российской Федерации и обеспеченный финансовыми и иными материальными средствами Российской Федерации.
Федеральный Фонд финансовой поддержки регионов – образуемый в составе расходов федерального бюджета целевой бюджетный фонд, в качестве основной задачи которого называется обеспечение выравнивания бюджетной обеспеченности регионов Российской Федерации по текущим расходам.
Федеральный центр – центральный элемент системы федеративных отношений, сосредоточение и источник федерального уровня государственной власти в федерации, прежде всего политический институциональный элемент системы, а не территориальное образование.
Федеративное государство (федерация) – это форма государственного устройства, подразумевающая деление государства на ряд политико-территориальных образований (субъектов федерации), политический и юридический статус которых предполагает их самостоятельность и независимость от центральных властей федеративного государства в вопросах, относимых к их компетенции.
Форма правления – это способ организации структуры и взаимоотношений всех органов государственной власти, а также их прямых и обратных связей с населением.
Формы государственного управления – это устойчивые способы организации и совокупности приемов и методов, с помощью которых система управления достигает поставленных целей.
Фрактальность (системы) – запечатленность в элементах системы свойств, присущих данной системе как целостности, составляющих ее качественную специфику.
Функции государственного управления – это деятельность государственного аппарата по оказанию влияния на общественные процессы для достижения поставленных перед государством целей.
Функционально-структурная подсистема системы государственного управления – совокупность функций государственного управления, распределенных по различным элементам его структуры.
Целостность (системы) – способность системы сохранять свою качественную специфичность в изменяющихся условиях среды.
Цель государственного управления заключается в создании оптимальных условий для достижения определенного состояния общества и государства в соответствии с намеченными перспективами их развития.
Экономический район – территориально определенная часть народного хозяйства страны, обладающая своей характерной специализацией и структурой производственно-хозяйственных связей.
Экономическое районирование – разделение территории страны на экономические районы.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе