logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи

Государственное управление, будучи социальной системой, обладает всеми существенными свойствами социальных систем:

  1. Максимальный индетерминизм. В социальных системах максимальное значение приобретает субъективный элемент, отчего поведение этих систем становится лишь ограниченно предсказуемым.

  2. Целенаправленность. Люди, как правило, нацелены на достижение некоторых собственных целей; в социальной системе из этих частных целей формируется некая интегративная общая цель, на достижение которой и ориентирована система.

  3. Организованность. Цель подразумевает ориентированность на ее достижение, что требует организации деятельности всех включенных в систему индивидов и их четкой иерархии.

  4. Стремление к самосохранению. Любая система стремится сохранить собственную целостность, ибо только таким образом входящие в нее люди могут достичь стоящей перед ними общей цели3.

В государственном управлении условно выделяют три взаимодействующие системы: управляющая система (субъект управления), управляемая система (объект управления) и система взаимодействия (обеспечивающая воздействие субъекта на объект).

Системность государственного управления как гиперсистемы, определяющей все прочие социальные системы, таким образом, должна обеспечиваться жестким детерминизмом управленческой схемы: «природа → цели → функции → структура → процесс → (принципы)», где каждый предшествующий элемент ряда определяет последующий, подчиняющийся ему, и все они вместе служат интересам удовлетворения общественных потребностей. Данная схема задает как последовательность, которая необходима для понимания системы государственного управления, так и последовательность, в которой необходимо эту систему строить. Реформы должны начинаться с изменения в природе государственного управления, а не с трансформации элементов управленческого процесса, как это зачастую делается.

Системное видение подразумевает понимание того, что среди элементов государственного управления нет такого, который самостоятельно мог бы обеспечить решение той или иной государственной задачи. Государственное управление может быть реализовано только взаимодействием некоторого числа элементов, что заставляет нас выдвинуть в качестве главного методологического требования понимание целостного характера той или иной подсистемы или всей системы государственного управления в объективной взаимосвязи ее элементов.

При любой трактовке государственного управления необходимо присутствие в нем управляющего воздействия, подчиняющего все элементы государственного управления и объекты управления. Необходимо, чтобы это управляющее воздействие, возникающее в том или ином органе государственной власти, доходило до управляемого объекта и влияло на поведение относящихся к нему людей. В противном случае нельзя говорить о том, что государственное управление реализуется: вся система государственного управления разваливается на противоборствующие подсистемы, каждая из которых осуществляет собственное управление вне рамок единой государственной воли.

Таким образом, понятно, что для эффективного функционирования государственного управления, для обеспечения его системности и целостности необходимо наличие прямых вертикальных связей, которые и обеспечивают единство системы государственного управления.

Наличие таких связей не противоречит самостоятельности нижестоящих компонентов государственного управления, установлению между ними горизонтальных взаимосвязей, мало того: горизонтальные взаимосвязи являются дополнением к вертикальным, обеспечивая системность государственного управления.

Для уравновешивания системы существуют обратные связи, которые обеспечивают взаимодействие между различными уровнями государственного управления и координируют политику высших органов государственной власти, доводя до них информацию о реакции общества на то или иное управленческое воздействие. Стабильность системы государственного управления обеспечивается уравновешенностью прямых и обратных связей с горизонтальными взаимосвязями, так как «выпадение» хотя бы одного из этих компонентов приводит к разбалансированности и не обеспечивает эффективность функционирования государства.