5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
Одно из центральных мест в деятельности государства занимает обеспечение правопорядка, защита прав индивидов, общественных и государственных организаций, борьба с правонарушениями. В Конституции РФ признание прав и свобод человека и гражданина зафиксировано в качестве высшей ценности государства (ст. 2 Конституции РФ), которую все органы государственной власти должны признавать и исходить из нее в своей практике. Контроль и соблюдение этого конституционного положения относится к ведению судебной власти, являющейся третьей ветвью в классической схеме разделения властей.
Судебная власть – это право, возможность и способность специально создаваемых государственных учреждений (судов) оказывать воздействие на поведение людей и социальные процессы путем принятия конкретных юридических мер, установленных законами159.
Судебная власть принципиально отлична от законодательной и исполнительной. Суды не издают законов и других нормативных актов, устанавливающих общие правила поведения (подобные акты создаются судами только в странах англосаксонского права, где существует система судебных прецедентов). Суды не исполняют решений государственной власти. Следуя особой процессуальной форме, они рассматривают и решают конкретные дела.
Существуют различные разновидности дел:
Уголовные. В них идет речь о совершении преступлений. Суд рассматривает доказательства совершения преступления и выносит приговор.
Гражданские. Это дела об имущественных и иных спорах. Суд рассматривает аргументы сторон и устанавливает, каким образом этот спор должен быть решен.
Административные. В них идет речь о спорах между гражданами и управляющими организациями. Суд устанавливает справедливость действий управляющей организации и поддерживает или отменяет ее решение.
Трудовые. Это дела о нарушениях трудового законодательства. Суд фиксирует это нарушение или отвергает его и принимает решение.
Как видно из списка, суд вступает в действие тогда, когда возникает некоторое противоречие (спор), связанное с соблюдением законов, при котором одна из сторон (или обе) считают, что другая сторона нарушила закон, вследствие чего пострадали их интересы. Они обращаются к суду, чтобы тот установил это нарушение и восстановил справедливость. В случае уголовного судопроизводства в качестве одной из сторон выступает государство (в лице прокуратуры), так как считается, что именно его интересы, прежде всего, были нарушены преступником.
Судебная власть характеризуется следующими чертами:
Она может реализоваться только судами.
Она осуществляется только посредством особого способа воздействия – судебного разбирательства при принятии обязательного судебного решения.
Она заключается только в принятии конкретно-определенных, зафиксированных в законе норм.
Суд рассматривает решения не по своей инициативе, а по инициативе какой-либо из сторон, обратившейся к нему в установленной законом форме. Суд не может выходить за рамки законодательства, и все его решения могут быть обжалованы в суде высшей инстанции.
Судебная власть осуществляется судебным присутствием, судебным заседанием, единоличным судьей или судебной коллегией в установленной законом форме, рамки которой, как и состав суда, в разных странах различаются.
В состав суда могут входить профессиональные судьи и заседатели (народные или присяжные), роль которых различна. В странах с развитой правовой системой назначение конкретного наказания находится в ведении профессионального судьи, в то время как присяжные заседатели устанавливают виновность и (в некоторых странах) наличие смягчающих вину обстоятельств. Заседатели обычно используются только в уголовных процессах, хотя в США – иногда и в гражданских.
В Российской Федерации институт народных заседателей, сохранившийся с советских времен, был ликвидирован 31 декабря 2003 г. Гражданские дела рассматривают профессиональные судьи, а уголовные – профессиональные суды и суды присяжных (судья и 12 присяжных). Формирование судов присяжных в России было введено в виде эксперимента, границы которого постепенно расширяются.
Положение суда в жизни общества обусловлено двумя важными факторами. С одной стороны, суды имеют широкие полномочия, значительно более широкие, чем законодательная и исполнительная власть, нормативные акты которых они могут отменять. С другой стороны, у них отсутствует непосредственная поддержка граждан-избирателей (как у законодательной власти) и реальные силовые механизмы (как у власти исполнительной). Судебная власть в этом отношении является слабой властью с широкими полномочиями. Она опирается, прежде всего, на беспрекословное принятие обществом судебных решений.
Другое противоречие, связанное с положением суда в обществе, заключается в том, что суд должен быть нейтральным по отношению к общественным процессам органом. Он должен находиться вне политики и социальных интересов. На деле же суд является частью общества, и поэтому не может быть полностью свободен от существующих в нем настроений.
Существуют и иные противоречия, связанные с положением суда в системе государственной власти.
Суд выступает, прежде всего, консервативно-охранительным механизмом общества и обладает высокой степенью бюрократизма; вместе с тем он обязан отстаивать права индивида перед произволом государства, защищать меньшинство от большинства.
Суд своими решениями укрепляет существующий государственный порядок, увеличивает степень контроля общества со стороны государства, но в то же время и защищает личность от этого государства, когда государственные органы выходят за установленные ими же рамки.
Самой главной функцией судебной власти является уравновешивание исполнительной и законодательной власти в системе разделения властей (ст. 10 Конституции РФ). Кроме этого, судебная власть осуществляет ограничение и контроль деятельности государственных органов. В качестве остальных функций судебной власти выделяют следующие: толкование правовых норм; официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение; судебный надзор за решением судов; судебное управление; рассмотрение дисциплинарных проступков судей и т. д.160
Выполняя свои функции, судьи укрепляют экономическую и политическую стабильность в обществе, воспитывают у граждан уважение к закону, к принятым в обществе нормам поведения. Но выполнять все это суд может только в случае, если само его функционирование соответствует нормам, принятым в демократическом обществе. Ввиду слабости судебной власти как таковой, ее зависимости от отношений в обществе, а следовательно, и от развития общественного самосознания, именно эта власть является самой «хрупкой» в системе разделения властей. Установить независимую судебную власть сложнее всего, и она первой оказывается жертвой политического авторитаризма.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе