logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации

Одно из центральных мест в деятельности государства занимает обеспечение правопорядка, защита прав индивидов, общественных и государственных организаций, борьба с правонарушениями. В Конституции РФ признание прав и свобод человека и гражданина зафиксировано в качестве высшей ценности государства (ст. 2 Конституции РФ), которую все органы государственной власти должны признавать и исходить из нее в своей практике. Контроль и соблюдение этого конституционного положения относится к ведению судебной власти, являющейся третьей ветвью в классической схеме разделения властей.

Судебная власть принципиально отлична от законодательной и исполнительной. Суды не издают законов и других нормативных актов, устанавливающих общие правила поведения (подобные акты создаются судами только в странах англосаксонского права, где существует система судебных прецедентов). Суды не исполняют решений государственной власти. Следуя особой процессуальной форме, они рассматривают и решают конкретные дела.

Существуют различные разновидности дел:

  1. Уголовные. В них идет речь о совершении преступлений. Суд рассматривает доказательства совершения преступления и выносит приговор.

  2. Гражданские. Это дела об имущественных и иных спорах. Суд рассматривает аргументы сторон и устанавливает, каким образом этот спор должен быть решен.

  3. Административные. В них идет речь о спорах между гражданами и управляющими организациями. Суд устанавливает справедливость действий управляющей организации и поддерживает или отменяет ее решение.

  4. Трудовые. Это дела о нарушениях трудового законодательства. Суд фиксирует это нарушение или отвергает его и принимает решение.

Как видно из списка, суд вступает в действие тогда, когда возникает некоторое противоречие (спор), связанное с соблюдением законов, при котором одна из сторон (или обе) считают, что другая сторона нарушила закон, вследствие чего пострадали их интересы. Они обращаются к суду, чтобы тот установил это нарушение и восстановил справедливость. В случае уголовного судопроизводства в качестве одной из сторон выступает государство (в лице прокуратуры), так как считается, что именно его интересы, прежде всего, были нарушены преступником.

Судебная власть характеризуется следующими чертами:

  1. Она может реализоваться только судами.

  2. Она осуществляется только посредством особого способа воздействия – судебного разбирательства при принятии обязательного судебного решения.

  3. Она заключается только в принятии конкретно-определенных, зафиксированных в законе норм.

Суд рассматривает решения не по своей инициативе, а по инициативе какой-либо из сторон, обратившейся к нему в установленной законом форме. Суд не может выходить за рамки законодательства, и все его решения могут быть обжалованы в суде высшей инстанции.

Судебная власть осуществляется судебным присутствием, судебным заседанием, единоличным судьей или судебной коллегией в установленной законом форме, рамки которой, как и состав суда, в разных странах различаются.

В состав суда могут входить профессиональные судьи и заседатели (народные или присяжные), роль которых различна. В странах с развитой правовой системой назначение конкретного наказания находится в ведении профессионального судьи, в то время как присяжные заседатели устанавливают виновность и (в некоторых странах) наличие смягчающих вину обстоятельств. Заседатели обычно используются только в уголовных процессах, хотя в США – иногда и в гражданских.

В Российской Федерации институт народных заседателей, сохранившийся с советских времен, был ликвидирован 31 декабря 2003 г. Гражданские дела рассматривают профессиональные судьи, а уголовные – профессиональные суды и суды присяжных (судья и 12 присяжных). Формирование судов присяжных в России было введено в виде эксперимента, границы которого постепенно расширяются.

Положение суда в жизни общества обусловлено двумя важными факторами. С одной стороны, суды имеют широкие полномочия, значительно более широкие, чем законодательная и исполнительная власть, нормативные акты которых они могут отменять. С другой стороны, у них отсутствует непосредственная поддержка граждан-избирателей (как у законодательной власти) и реальные силовые механизмы (как у власти исполнительной). Судебная власть в этом отношении является слабой властью с широкими полномочиями. Она опирается, прежде всего, на беспрекословное принятие обществом судебных решений.

Другое противоречие, связанное с положением суда в обществе, заключается в том, что суд должен быть нейтральным по отношению к общественным процессам органом. Он должен находиться вне политики и социальных интересов. На деле же суд является частью общества, и поэтому не может быть полностью свободен от существующих в нем настроений.

Существуют и иные противоречия, связанные с положением суда в системе государственной власти.

  1. Суд выступает, прежде всего, консервативно-охранительным механизмом общества и обладает высокой степенью бюрократизма; вместе с тем он обязан отстаивать права индивида перед произволом государства, защищать меньшинство от большинства.

  2. Суд своими решениями укрепляет существующий государственный порядок, увеличивает степень контроля общества со стороны государства, но в то же время и защищает личность от этого государства, когда государственные органы выходят за установленные ими же рамки.

Самой главной функцией судебной власти является уравновешивание исполнительной и законодательной власти в системе разделения властей (ст. 10 Конституции РФ). Кроме этого, судебная власть осуществляет ограничение и контроль деятельности государственных органов. В качестве остальных функций судебной власти выделяют следующие: толкование правовых норм; официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение; судебный надзор за решением судов; судебное управление; рассмотрение дисциплинарных проступков судей и т. д.160

Выполняя свои функции, судьи укрепляют экономическую и политическую стабильность в обществе, воспитывают у граждан уважение к закону, к принятым в обществе нормам поведения. Но выполнять все это суд может только в случае, если само его функционирование соответствует нормам, принятым в демократическом обществе. Ввиду слабости судебной власти как таковой, ее зависимости от отношений в обществе, а следовательно, и от развития общественного самосознания, именно эта власть является самой «хрупкой» в системе разделения властей. Установить независимую судебную власть сложнее всего, и она первой оказывается жертвой политического авторитаризма.