logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

5.6.2. Правовые основы местного самоуправления

Органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов обеспечивают необходимые предпосылки для функционирования органов местного самоуправления:

  1. Применяют и изменяют федеральный закон об общих принципах местного самоуправления и законы субъектов РФ о местном самоуправлении, а также контролируют их исполнение.

  2. Добиваются соответствия законов о местном самоуправлении субъекта РФ Конституции РФ и федеральным законам.

  3. Направляют процесс передачи собственности федерации и ее субъекта органам местного самоуправления.

  4. Передают органам местного самоуправления отдельные полномочия органов государственной власти федерации и ее субъекта с предоставлением необходимых материальных и финансовых средств.

  5. Устанавливают минимальные социальные стандарты и следят за их выполнением, при необходимости обеспечивают их.

  6. Регулируют отношения местных бюджетов с федеральным и региональным бюджетом на основании нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

  7. Принимают программы развития местного самоуправления.

  8. Компенсируют органам местного самоуправления расходы, которые возникли вследствие решения органов государственной власти федерации и ее субъекта.

  9. Обеспечивают право граждан на местное самоуправление, прежде всего в судебном порядке.

  10. Обеспечивают финансовую самостоятельность органов местного самоуправления и избирательные права граждан в процессе выбора этих органов.

  11. Устанавливают ответственность должностных лиц местного самоуправление за нарушения закона.

  12. Устанавливают порядок регистрации уставов самоуправляющихся территорий.

  13. Регулируют местное самоуправление на особых территориях (приграничье, закрытые административно-территориальные образования, наукограды).

  14. Устанавливают порядок возникновения и упразднения самоуправляющихся единиц, порядок изменения их границ.

  15. Регулируют нормы муниципальной службы и создают законодательство о ней171.

Конституционные основы местного самоуправления закреплены в ст. 12 Конституции РФ: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Это основополагающее установление конкретизируется следующими положениями гл. 8 Конституции РФ, носящей название «Местное самоуправление».

    1. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (п. 1 ст. 130).

    2. Способы осуществления гражданами местного самоуправления: референдум, выборы, другие формы прямого волеизъявления, через выборные и иные органы местного самоуправления (п. 2 ст. 130).

    3. Местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях и на других территориях. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (п. 1 ст. 131).

    4. Изменение границ территорий местных самоуправляющихся единиц может осуществляться только с учетом мнения населения соответствующих территорий (п. 2 ст. 131).

    5. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью; формируют, утверждают и исполняют местный бюджет; устанавливают местные налоги и сборы; осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (п. 1 ст. 132).

    6. Наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями органов государственной власти допускается на основании закона с передачей необходимых материальных и финансовых средств и под контролем государства (п. 2 ст. 132).

    7. Ст. 133 Конституции РФ определяет право местного самоуправления на судебную защиту, на компенсацию расходов, возникших из-за решений органов государственной власти, а также устанавливает запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

Внимательное рассмотрение этих положений показывает, что они не обеспечивают конкретных гарантий местного самоуправления, т. к. формулировка этих гарантий слишком расплывчата.

Например, изменение территории муниципального образования возможно лишь с учетом мнения населения, но эта формулировка не дает населению реального механизма для осуществления вето на такое решение. (Сравним: границы субъекта РФ могут быть изменены только с его согласия. «Согласие» подразумевает юридическую обязательность, а «учет мнения» – нет.)

Список вопросов местного значения не конкретизирован, в нем выделены только управление муниципальной собственностью, управление бюджетом и охрана общественного порядка. Но последний пункт не принадлежит к исключительной компетенции местного самоуправления, а первые два являются инструментальными. Как и пункты о самостоятельном определении структуры органов местного самоуправления, судебной защите его прав и т. д., они имеют смысл только при определении круга полномочий, находящихся исключительно в компетенции органов местного самоуправления.

Итак, конституционные положения о местном самоуправлении требуют дополнительной законодательной конкретизации, которая и должна обеспечить реальное функционирование местного самоуправления. Такую конкретизацию может дать федеральный закон.

Основополагающим международным документом, устанавливающим демократические нормы в отношении деятельности местного самоуправления и фиксирующим его права, является Европейская хартия местного самоуправления 1985 г. Ее важнейшие положения были восприняты российским законодательством.

В Российской Федерации деятельность органов местного самоуправления регулируется Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, рамочным федеральным законом, федеральными законами, принятыми в развитие этого закона и регулирующими отдельные стороны деятельности местного самоуправления, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, постановлениями Конституционного Суда РФ, законами субъектов федерации о местном самоуправлении, уставами муниципальных образований и другими нормативными актами, принимаемыми самим муниципальным образованием.

Рамочный федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»172 от 28 августа 1995 г. продолжает действовать до настоящего времени, хотя 6 октября 2003 г. был принят новый рамочный федеральный закон с аналогичным названием173. Первоначально планировалось, что новый закон вступит в силу 1 января 2006 г., некоторые его статьи раньше, а некоторые позже (в 2007, 2008, 2009 гг.), но вступление его в силу было отложено до 1 января 2008 г. в связи с отсутствием общественного консенсуса по поводу фундаментальных его положений и неготовностью органов власти субъектов федерации обеспечить его выполнение.

Весьма важными для деятельности местного самоуправления являются и такие нормативные акты, как федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»174 от 25 сентября 1997 г., федеральный закон «Об основах муниципальной службы»175 от 8 января 1998 г., указ Президента РФ «Об утверждении основных положений государственной политики в области местного самоуправления в Российской Федерации»176 от 15 октября 1999 г., постановление Правительства РФ «О федеральном реестре муниципальных образований в Российской Федерации»177 от 19 января 1998 г.

Основным актом, регулирующим вопросы местного самоуправления в рамках муниципального образования (МО), является устав муниципального образования. Он принимается представительным органом местного самоуправления или референдумом граждан. В уставе должно быть отражено следующее:

  1. границы и состав территории МО;

  2. вопросы, относящиеся к ведению данного МО;

  3. порядок формирования и срок деятельности органов самоуправления;

  4. порядок принятия и вступления в силу нормативных актов МО;

  5. гарантии прав граждан и ответственность должностных лиц;

  6. порядок управления собственностью;

  7. вопросы муниципальной службы и прочие особенности организации самоуправления (особенно в многонациональных МО и в МО в местах компактного проживания этнических групп).

Уставы муниципальных образований регистрируются органами субъекта РФ.

На основании устава органы местного самоуправления принимают прочие нормативные акты: регламенты работы, решения представительных органов, положения.