5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
Органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов обеспечивают необходимые предпосылки для функционирования органов местного самоуправления:
Применяют и изменяют федеральный закон об общих принципах местного самоуправления и законы субъектов РФ о местном самоуправлении, а также контролируют их исполнение.
Добиваются соответствия законов о местном самоуправлении субъекта РФ Конституции РФ и федеральным законам.
Направляют процесс передачи собственности федерации и ее субъекта органам местного самоуправления.
Передают органам местного самоуправления отдельные полномочия органов государственной власти федерации и ее субъекта с предоставлением необходимых материальных и финансовых средств.
Устанавливают минимальные социальные стандарты и следят за их выполнением, при необходимости обеспечивают их.
Регулируют отношения местных бюджетов с федеральным и региональным бюджетом на основании нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
Принимают программы развития местного самоуправления.
Компенсируют органам местного самоуправления расходы, которые возникли вследствие решения органов государственной власти федерации и ее субъекта.
Обеспечивают право граждан на местное самоуправление, прежде всего в судебном порядке.
Обеспечивают финансовую самостоятельность органов местного самоуправления и избирательные права граждан в процессе выбора этих органов.
Устанавливают ответственность должностных лиц местного самоуправление за нарушения закона.
Устанавливают порядок регистрации уставов самоуправляющихся территорий.
Регулируют местное самоуправление на особых территориях (приграничье, закрытые административно-территориальные образования, наукограды).
Устанавливают порядок возникновения и упразднения самоуправляющихся единиц, порядок изменения их границ.
Регулируют нормы муниципальной службы и создают законодательство о ней171.
Конституционные основы местного самоуправления закреплены в ст. 12 Конституции РФ: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
Это основополагающее установление конкретизируется следующими положениями гл. 8 Конституции РФ, носящей название «Местное самоуправление».
Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (п. 1 ст. 130).
Способы осуществления гражданами местного самоуправления: референдум, выборы, другие формы прямого волеизъявления, через выборные и иные органы местного самоуправления (п. 2 ст. 130).
Местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях и на других территориях. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (п. 1 ст. 131).
Изменение границ территорий местных самоуправляющихся единиц может осуществляться только с учетом мнения населения соответствующих территорий (п. 2 ст. 131).
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью; формируют, утверждают и исполняют местный бюджет; устанавливают местные налоги и сборы; осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (п. 1 ст. 132).
Наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями органов государственной власти допускается на основании закона с передачей необходимых материальных и финансовых средств и под контролем государства (п. 2 ст. 132).
Ст. 133 Конституции РФ определяет право местного самоуправления на судебную защиту, на компенсацию расходов, возникших из-за решений органов государственной власти, а также устанавливает запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.
Внимательное рассмотрение этих положений показывает, что они не обеспечивают конкретных гарантий местного самоуправления, т. к. формулировка этих гарантий слишком расплывчата.
Например, изменение территории муниципального образования возможно лишь с учетом мнения населения, но эта формулировка не дает населению реального механизма для осуществления вето на такое решение. (Сравним: границы субъекта РФ могут быть изменены только с его согласия. «Согласие» подразумевает юридическую обязательность, а «учет мнения» – нет.)
Список вопросов местного значения не конкретизирован, в нем выделены только управление муниципальной собственностью, управление бюджетом и охрана общественного порядка. Но последний пункт не принадлежит к исключительной компетенции местного самоуправления, а первые два являются инструментальными. Как и пункты о самостоятельном определении структуры органов местного самоуправления, судебной защите его прав и т. д., они имеют смысл только при определении круга полномочий, находящихся исключительно в компетенции органов местного самоуправления.
Итак, конституционные положения о местном самоуправлении требуют дополнительной законодательной конкретизации, которая и должна обеспечить реальное функционирование местного самоуправления. Такую конкретизацию может дать федеральный закон.
Основополагающим международным документом, устанавливающим демократические нормы в отношении деятельности местного самоуправления и фиксирующим его права, является Европейская хартия местного самоуправления 1985 г. Ее важнейшие положения были восприняты российским законодательством.
В Российской Федерации деятельность органов местного самоуправления регулируется Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, рамочным федеральным законом, федеральными законами, принятыми в развитие этого закона и регулирующими отдельные стороны деятельности местного самоуправления, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, постановлениями Конституционного Суда РФ, законами субъектов федерации о местном самоуправлении, уставами муниципальных образований и другими нормативными актами, принимаемыми самим муниципальным образованием.
Рамочный федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»172 от 28 августа 1995 г. продолжает действовать до настоящего времени, хотя 6 октября 2003 г. был принят новый рамочный федеральный закон с аналогичным названием173. Первоначально планировалось, что новый закон вступит в силу 1 января 2006 г., некоторые его статьи раньше, а некоторые позже (в 2007, 2008, 2009 гг.), но вступление его в силу было отложено до 1 января 2008 г. в связи с отсутствием общественного консенсуса по поводу фундаментальных его положений и неготовностью органов власти субъектов федерации обеспечить его выполнение.
Весьма важными для деятельности местного самоуправления являются и такие нормативные акты, как федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»174 от 25 сентября 1997 г., федеральный закон «Об основах муниципальной службы»175 от 8 января 1998 г., указ Президента РФ «Об утверждении основных положений государственной политики в области местного самоуправления в Российской Федерации»176 от 15 октября 1999 г., постановление Правительства РФ «О федеральном реестре муниципальных образований в Российской Федерации»177 от 19 января 1998 г.
Основным актом, регулирующим вопросы местного самоуправления в рамках муниципального образования (МО), является устав муниципального образования. Он принимается представительным органом местного самоуправления или референдумом граждан. В уставе должно быть отражено следующее:
границы и состав территории МО;
вопросы, относящиеся к ведению данного МО;
порядок формирования и срок деятельности органов самоуправления;
порядок принятия и вступления в силу нормативных актов МО;
гарантии прав граждан и ответственность должностных лиц;
порядок управления собственностью;
вопросы муниципальной службы и прочие особенности организации самоуправления (особенно в многонациональных МО и в МО в местах компактного проживания этнических групп).
Уставы муниципальных образований регистрируются органами субъекта РФ.
На основании устава органы местного самоуправления принимают прочие нормативные акты: регламенты работы, решения представительных органов, положения.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе