logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.3.3. Государственная идеология и типы режимов

Основы системы государственного управления (политической системы общества), закрепленные в конституции государства, определяются государственной идеологией. В некоторых случаях тип государственной идеологии прямо фиксируется в конституции, как это еще совсем недавно делалось в коммунистических государствах, но в большинстве случаев этого не происходит. Иногда даже наоборот, государство всеми силами пытается скрыть государственную идеологию – или потому, что боится заявить о ней открыто, или потому, что считает ее единственно правильной и не нуждающейся в официальном декларировании.

Тем не менее независимо от того, записан ли в конституции тип государственной идеологии, положенной в основу системы государственного управления, такая идеология всегда существует и всегда определяет особенности функционирования государственного механизма. При этом государственная идеология может хорошо согласовываться с культурой тех народов, которые населяют данное государство, а может и противоречить ей, будучи либо навязана извне, либо выработана захватившим власть инокультурным меньшинством. В случае наличия такого противоречия чуждая государственная система работает плохо, механизм управления встречает сопротивление в виде традиции и работает не совсем так, как записано в основах законодательства.

Так, например, формально либерально-демократическим государством является Египет, но до недавнего времени господство одной политической партии, невысокая автономия законодательной и судебной власти, а также безальтернативность президентских выборов фактически не позволяли назвать это государство ни либеральным, ни демократическим. И подобных примеров можно привести много. Таким образом, наше рассмотрение типов управления не является исчерпывающим, так как функционирование каждой из формально классифицированных систем может быть интерпретировано только в конкретном культурном контексте.

Такое определение вполне объясняет роль идеологии в качестве основы системы государственного управления. В конечном счете, всякое государство ставит перед собой некие политические и управленческие цели, которые напрямую следуют из принятой им на вооружение идеологии. Именно с учетом этих целей формируются государственные институты и определяются взаимоотношения между ними, что, собственно, и составляет суть политической системы государства. Перспективный анализ систем государственного управления невозможен без некой классификации, отражающей существенные черты определенных видов политических систем.

При всей условности любого возможного разделения к настоящему времени наиболее адекватный перечень систем государственного управления выглядит следующим образом:

    1. либеральная демократия,

    2. молодая демократия,

    3. коммунизм,

    4. национал-социализм,

    5. авторитарный национализм,

    6. военный авторитаризм,

    7. исламский национализм,

    8. абсолютизм.