4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
Нерешенность проблемы наследования власти и регионального управления приводит после смерти Владимира, в правление Святополка I (1015–1019), к новой междоусобице, завершившейся вокняжением Ярослава I Мудрого (1019–1054). Дабы не допустить повторения передела власти, Ярослав создает «лествичную» систему наследования княжеских столов, при которой великокняжеский стол занимал старший в роду князь, а все остальные князья – последующие по важности столы78. Смерть князя означала перемену власти на всех менее важных столах, так как место «выбывшего» занимал следующий по статусу князь. Вся Русь рассматривалась как коллективная вотчина Рюриковичей, в которой никто не имел избранного «надела». Однако не совсем понятны были принципы определения значимости княжеств, и порядок замещения столов тоже весьма запутывался.
При Ярославе была создана «Русская правда» – первый письменный документ, регулирующий правовые отношения на Руси и являвшийся вместе с церковными уставами и международными договорами основой государственного законодательства того времени79.
Государственная стабильность после смерти Ярослава продержалась недолго. Его наследник Изяслав I (1054–1068, 1069–1073, 1076–1078) дважды свергался с великокняжеского стола и дважды возвращался на него. Первый раз его свергает Всеслав Брячиславович (1068–1069) из боковой ветви Рюриковичей, а затем родной брат Святослав Ярославович (1073–1076). Усобица продолжается при Всеволоде Ярославиче (1078–1093) и Святополке II (1093–1113) до 1097 г., когда на Любечском съезде князей в порядок наследования вносятся изменения. «Лествичная» система сохраняется только в отношении занятия великокняжеского стола, все остальные столы потомки Ярослава делят между собой, чтобы ими владели они и их потомки навечно. Государство распадается на уделы, связанные с той или иной ветвью Рюриковичей.
Государственное единство сохраняется в правление Владимира Всеволодовича (1113–1125) и Мстислава Владимировича (1125–1132), после чего Русь окончательно распадается на уделы и власть киевских князей становится чисто номинальной. Отказ от «лествичной» системы позволил укрепиться наделам, из-за чего Киев становится предметом розни могущественных родов Рюриковичей. В эти годы трон наследуют Ярополк II (1132–1139), Всеволод II (1139–1146), Игорь Ольгович (1146), Изяслав II (1146–1149, 1151–1154), Юрий I (1149–1151, 1155–1157), Ростислав Мстиславович (1154–1155, 1159–1167), Изяслав III (1157–1159), Мстислав Изяславович (1167–1169).
В различных землях Руси складываются различные модели государственного управления.
В южных землях, группировавшихся вокруг Киева, по-прежнему была сильна княжеская власть, опирающаяся на дружину. С дружинниками продолжали советоваться в вопросе о передаче престола, о войне и мире, о начале войн с половцами, об отношениях с другими князьями. При отсутствии князя или в момент междуцарствия большое значение имело и вече80.
На западе, в Галицко-Волынском княжестве, начинает формироваться модель управления, сходная с польской. Влияние дружины здесь было ниже, чем в Киеве, а вот роль горожан в управлении государством – выше. В этих землях наметилась возможность «европейского» пути развития Руси.
На севере, в Новгороде и Пскове, установилась боярская республика, а княжеская власть была свергнута в результате революции 1136 г. Должность князя стала выборной и превратилась в часть государственного аппарата. Подобно остальным должностям она выбиралась на вече, которому принадлежала вся полнота власти. Князь ведал командованием армией, порядок в городе охранял воевода, а между вечевыми сходами городом управляли посадники и епископ81.
На востоке, в Ростово-Суздальском княжестве, с 1157 г. начинает править Андрей Боголюбский, сын Юрия I Долгорукого. Его административные реформы приводят к формированию принципиально иной модели государственного управления. Андрей в 1162 г. изгоняет из княжества братьев, племянников и мачеху. Происходит отказ от совмещения административного управления и земельного владения. Опорой новой модели власти становятся «милостники», полностью зависящие от князя. Именно из них Андрей формирует аппарат управления княжеством. Опорой его на местах становятся крупные вотчинники, не принадлежащие к Рюриковичам. Андрею удалось навязать свою власть Киеву и Новгороду, а поэтому с 1169 г. столица Руси перемещается во Владимир, ставший административным центром нового Владимиро-Суздальского княжества. После убийства Андрея Юрьевича (1169–1174) и короткого периода хаоса при Михаиле Юрьевиче (1174–1175, 1175–1176) и Ярополке III (1175) власть переходит к Всеволоду III (1176–1212), при котором Владимирская Русь достигает своего расцвета.
На Руси начинает формироваться централизованное государство, развитие которого было прервано гражданской войной между сыновьями Всеволода Большое Гнездо. Война эта продолжалась на протяжении всего правления Юрия II (1212–1216, 1218–1238) и Константина Всеволодовича (1216–1218). Она заканчивается с завоеванием Руси татаро-монголами и включением русских княжеств в состав Золотой Орды. В 1243 г. великий князь Ярослав Всеволодович (1238–1246) впервые принимает у хана Батыя ярлык на княжение82, признавая тем самым вассальную зависимость Руси от Золотой Орды.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе