3.3.4. Современные требования к выборному процессу
Как видно из вышеописанного, все существующие избирательные системы можно классифицировать в зависимости от того, какой принцип представительности положен в их основу.
Общенациональная представительность, стремление к тому, чтобы распределение мест в парламентах определялось распределением политических пристрастий в обществе, дает пропорциональную систему, к которой относятся партийные списки, дополнительное членство, единый передаваемый голос и ограниченное голосование.
Местное представительство, когда каждая местность в целом имеет реальный голос в виде избранного депутата (эта система нацелена на удержание у власти наиболее перспективных и показавших свою профессиональную пригодность правительств), дает систему большинства голосов, куда относятся простое большинство голосов, альтернативное голосование и перебаллотировка.
Предпочтение одного из этих подходов приводит к пониманию власти как права выражения воли каждого (пропорциональность) или нацеленности на эффективность управления (большинство голосов).
Ни одна избирательная система не застрахована от главной проблемы всяких выборов: адекватность представительства может быть обеспечена только если на выборы пришло достаточно большое число людей, настолько большое, чтобы можно было, в соответствии со статистическими закономерностями, пренебречь погрешностью в определении политических симпатий.
Таким образом, для определения легитимности новых органов власти важно обеспечение явки на избирательные участки достаточного числа граждан. В этом отношении все государства мира легко можно разделить на некоторые группы, для которых характерны устойчивые соотношения.
Для либерально-демократических стран Старого света характерен высокий уровень гражданской ответственности, унаследованный, по-видимому, еще с того времени, когда эти государства отстаивали демократию в борьбе с монархическим авторитаризмом. Явка здесь сравнительно высока. В последние годы она варьировалась в незначительных пределах: 71–77 % в Великобритании, 78–91 % в Германии, 65–83 % во Франции, 80–90 % в скандинавских странах. В Швейцарии, которая не имеет богатого авторитарного прошлого, явка на выборы составляет около 50 %. Другие развитые страны мира, расположенные в Азии и Океании, дают 67–86 % явки избирателей. В США, чья политическая судьба некоторыми чертами напоминает Швейцарию, также существует крайне низкая явка: в выборах участвуют в среднем 53 % взрослого населения. Это, возможно, и вынуждает проводить столь зрелищные и масштабные президентские кампании, которые привлекают около 80 % граждан, в то время как на остальные выборы приходят от силы 40 %.
Для бедных либерально-демократических стран, как правило, существует обратная тенденция. Явка очень низка, и политическая активность граждан в необеспеченных слоях общества незначительна. Индия, Непал, Бутан и Пакистан дают в среднем 40–60 % избирателей, Мексика – 50 %, Колумбия и Экваториальная Гвинея – 40 %. Однако и здесь можно выделить ряд стран, которые представляют собой исключение из правила, так как, несмотря на вопиющую бедность и неграмотность большей части граждан, выборы собирают достаточно большое число голосующих: 90 % в Камбодже в 1993 г., 89 % в ЮАР в 1999 г., Шри-Ланка и Багамские острова давали иногда выше 85 %. На последних выборах Гамбия, Гондурас, Марокко и Вануату показали 80 %, Коста-Рика, Доминиканская республика и Суринам – 75 %, Барбадос и Малайзия – 70 %, Папуа – Новая Гвинея – 65 %.
В некоторых странах существуют архаичные ограничения, значительно снижающие явку. Так, например, в Ливане избиратели должны голосовать в своих родовых деревнях и городах, что опускает явку до 50–55 %.
Стабильно высокой явкой избирателей на выборы характеризуются авторитарные государства. В коммунистических государствах партийный аппарат обеспечивал явку более 95% населения. В национал-социалистических и авторитарно-националистических государствах явка чуть ниже, например в Индонезии – около 90 %. Любопытно, что в большинстве стран, освободившихся от авторитарных режимов, явка населения на выборы начала неуклонно снижаться, например, в России в 1993 г. она составила 55 %. В то же время в государствах, не сменивших авторитарный режим, явка остается традиционно высокой: Азербайджан, Туркмения, Узбекистан – выше 90 %.
В некоторых странах явка на выборы является обязанностью граждан, которых даже штрафуют за невыполнение гражданского долга, что, впрочем, мало влияет на результативность выборов. В Австрии, Бельгии и Италии, где голосование обязательно, явка составляет 85–95 %, как и в целом по Европе. А в Бразилии, другой стране с обязательной явкой, очень частым явлением оказываются пустые бюллетени и бланки. По всей видимости, несмотря на кажущую эффективность, подобная мера обеспечения явки непродуктивна.
В настоящее время подавляющее большинство стран мира (176) избирают высшие органы государственной власти, что делает особенно актуальной для политической системы проблему сменяемости власти. Проигравшая выборы политическая сила должна, согласно демократическим правилам, уступить свою власть победителям. Не всегда действующая власть готова на такой шаг, а поэтому существует достаточно высокая вероятность мошенничества в ходе избирательных кампаний и процессе подсчета голосов. Для желающей сохранить свою власть вопреки мнению народа политической группы актуальна, таким образом, проблема методов и средств искажения народного волеизъявления, а для гражданского общества – проблема недопущения подобных фальсификаций. Отсюда следует, что сам факт проведения в стране выборов еще не может быть показателем существования в обществе политического плюрализма и демократии: самые демократичные на первый взгляд процедуры могут прикрывать диктатуру и подавление.
Поэтому выборы, для того чтобы быть признанными демократическими, должны удовлетворять ряду критериев.
Правом голоса должны обладать все граждане независимо от национальной, религиозной и пр. принадлежности.
Голосование должно быть тайным, на всем протяжении этого процесса не допускается вмешательство в него других лиц.
Выборы должны быть регулярными, а время их проведения должно быть закреплено в конституции.
В обществе должна существовать свобода выдвижения кандидатов и создания политических организаций для участия в выборах и проведения предвыборной агитации.
Должны существовать разумные ограничения предвыборных кампаний, куда включается предоставление всем политическим силам достаточного времени для проведения кампании, одинакового доступа к средствам массовой информации и ограничение максимальных затрат.
Подсчет голосов должен производиться под наблюдением беспристрастной и независимой комиссии людьми, не заинтересованными в тех или иных результатах выборов.
Все партии и кандидаты должны согласиться с выводами независимой комиссии и осуществить передачу власти в определенное законодательством время.
В настоящее время подобные условия существуют лишь в 145 странах, но даже в них периодически или постоянно имеют место нарушения данных критериев, а потому можно говорить лишь о частично демократических выборах. Практически полностью отсутствуют возможности для демократического волеизъявления в коммунистических и других однопартийных государствах (нарушение четвертого критерия). Во многих авторитарных государствах, гарантирующих плюрализм, нарушается второй, пятый и шестой критерии. К либерально-демократическим государствам, в которых не соблюдаются все условия демократичности выборов, в первую очередь относят Мексику, Сингапур, Египет, Малайзию.
Полностью соответствуют критериям демократичности выборов только 60 государств, расположенных преимущественно в Северной и Западной Европе, Северной Америке, Океании и на Карибском море. На основании последних выборов к списку этих стран можно отнести еще 22 государства Центральной и Восточной Европы, Азии и Африки (в их числе и Российская Федерация). Но в отношении этих стран пока нельзя говорить об устоявшейся традиции демократичности выборов, а поэтому они относятся к списку стран, обеспечивающих честные выборы, только условно, с поправкой на возможные негативные изменения в будущем.
Достаточно часто в государствах, где не соблюдаются критерии демократичности выборов, предвыборные кампании сопровождаются эскалацией насилия между противоборствующими сторонами (яркими примерами подобного развития событий являются выборы в Камеруне, Конго, Косово, Пакистане, на Филиппинах), что способствует дестабилизации и ослаблению правящего режима.
Своеобразной формой народного волеизъявления, получившей особенное значение в последнее время, является референдум, в ходе которого население непосредственно принимает некоторые решения путем всенародного голосования. В данном случае мы имеем дело с формой прямого демократического волеизъявления, которая отличается от представительной большей демократичностью и приближенностью к идеалу прямого народовластия. Динамика проведения референдумов в мире: период 1941–1960 гг. – 111, 1961–1980 гг. – 254, 1981–1993 гг. – 218.
Наиболее частыми основаниями для проведения референдумов являются следующие:
Изменение в государственном статусе (референдумы об объединении или независимости). Примеры: Словения (1990); Эстония, Латвия, Литва, Армения, Грузия, Туркменистан, Азербайджан, Узбекистан, Украина, Хорватия, Северный и Южный Йемен (1991); Босния и Герцеговина (1992); Эритрея и Белау (1993). Любопытно, что только в случае с Йеменом вопрос стоял об объединении, во всех остальных случаях – о независимости.
Изменение государственной структуры (референдумы о переходе от унитаризма к федерализму и конфедерализму, а также обратно; кроме того, вопрос может стоять об уровне централизации или сохранении централизованного государства). Примеры: СССР (1991), Бельгия (1993), Ирландия (1998).
Включение государства в региональные и международные организации. Например, таким способом принимали решение о вхождении в Европейский союз большинство стран Старого света; некоторые страны ратифицировали путем референдума Маастрихтский договор.
Принятие новой конституции страны (в последнее время это стало наиболее частым основанием для проведения референдума). Примеры: Алжир (1989); Гана (1992); Андорра, Перу, Россия (1993); Армения, Казахстан (1995).
Одобрение значительного изменения политического режима. Чаще всего это референдумы о введении многопартийности: Замбия (1990); Мавритания, Сьерра-Леоне (1991); Конго (1992); Малави (1993). К этой же группе можно отнести и референдум белого населения ЮАР о даровании чернокожим избирательных прав (1992).
Одобрение внесения изменений в тип исполнительной власти. Примеры: Бангладеш (1991) – решение о переходе к парламентской форме правления; Бразилия (1993) – сохранение ограниченной президентской формы правления; Россия (1993) и Белоруссия (1995) – решение о расширении полномочий президента.
Одобрение изменений в избирательной системе. Примеры: Новая Зеландия (1993), Италия (1993–1994).
Одобрение продления сроков полномочий руководителей исполнительной власти. Это последнее основание для проведения референдумов часто используется авторитарными режимами для сохранения своего господства в обход действующей конституции; целью тут является недопущение выборов.
Общий анализ результатов референдумов показывает, что в большинстве случаев прямое демократическое волеизъявление обнаруживает консервативность общества. Народ склоняется к сохранению сложившегося порядка вещей и крайне неохотно идет на радикальные меры, за исключением, пожалуй, тех случаев, когда референдум является следствием глубокого политического кризиса.
Контрольные вопросы:
Какова роль выборов при современном понимании природы власти?
Зачем проводятся выборы в однопартийных государствах?
Как определяется победитель выборов по простому большинству голосов?
Что представляет собой система голосования по партийным спискам?
Как проводятся выборы по системе единого передаваемого голоса?
Почему система ограниченного голосования является анахронизмом?
Назовите принципы представительности.
Задания для углубленного изучения:
Охарактеризуйте возможные ограничения всеобщего избирательного права.
Какая система выборов эффективнее: простое большинство или партийные списки?
Целесообразно ли выносить на референдум ключевые вопросы государственной политики?
Почему в авторитарных государствах явка на выборы больше, чем в демократических?
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе