4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
После смерти Л. И. Брежнева становятся очевидными признаки кризиса партийно-советской государственной системы.
Выведение реальной системы управления регионами за рамки конституционно-правового поля (это проявилось в наличии двух параллельных систем осуществления региональной власти: декларируемого, но фантомного федерализма и реального партийного унитаризма) создавало предпосылки для возникновения властной неопределенности, обусловливало сохранение государства наличием достаточного уровня харизматической и военной власти в центре по сравнению с регионами. Подобная система была устойчива только при наличии мощных карательных органов, своей постоянной деятельностью удерживающих государство от сползания в хаос117.
Попытка Ю. В. Андропова реанимировать неэффективную государственную экономику административными методами нарушила равновесие политических сил в верхушке управления советским государством. Начинается противостояние между «старой гвардией» и «реформаторами», которое после недолгого правления К. У. Черненко завершается победой М. С. Горбачева.
Целью Перестройки, начавшейся в 1985 г., провозглашалась модернизация социализма. Подразумевалось ускорение социально-экономического развития страны, повышение эффективности государственного управления, более активное внедрение достижений науки и техники, приоритетное развитие машиностроения, расширение прав предприятий, введение хозрасчета, укрепление порядка и дисциплины на производстве118. Но принятые меры обнажили глубокие проблемы в экономике «развитого социализма», что заставило новое руководство пойти на радикальные экономические и политические реформы. Многие аспекты этих реформ серьезно затрагивали государственное управление.
В 1987 г. проводятся первые альтернативные выборы в ряд местных Советов. Демократизация приводит к стремительному обострению национальных противоречий (Казахстан, Нагорный Карабах, Прибалтика, Молдавия). В 1988 г. принимается решение о построении правового социалистического государства и разделении функций партийных и советских органов. С целью обеспечения этого принимается решение о созыве Съезда народных депутатов СССР119, нового высшего органа власти в стране. М. С. Горбачев возглавляет этот орган власти, а в марте 1990 г. становится первым (и единственным) Президентом СССР. Отменена ст. 6 Конституции, закреплявшая руководящую и направляющую роль Коммунистической партии, что приводит к фактическому разрушению советского государственного аппарата.
Коммунистическая партия Советского Союза выполняла в управлении государством принципиально важную роль. При существовании «фантомной» модели федеративного устройства, чреватой внутренними противоречиями и конфликтами, партия обеспечивала единство властной вертикали и синхронность принимаемых различными уровнями власти решений. В отсутствии политической власти единой партии началось противостояние между Советами различных уровней, прежде всего между центральным (союзным) и республиканскими.
Оппозиция существовала уже на союзном съезде, на съезде российском она значительно усилилась, что фактически привело к двоевластию. Подобная система неизбежно должна была выйти из-под контроля. 18 августа 1991 г. президент М. С. Горбачев был низложен заговорщиками во главе с вице-президентом Г. И. Янаевым, но уже 22 августа восстановлен в должности, фактически утратив контроль над положением дел в стране. 21 декабря 1991 г. СССР был упразднен, а 25 декабря М. С. Горбачев признал этот факт и сложил с себя полномочия президента несуществующего государства.
Правление Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина (1991–1999) ознаменовалось становлением новой российской государственности. РСФСР становится правопреемницей СССР и заменяет его во всех международных организациях. Государство сталкивается с проблемой возможности распада федерации, так как дезинтеграционные процессы, начавшиеся еще в Союзе, продолжаются и после прекращения его существования. Главным источником государственной нестабильности становятся автономные образования. Автономные области преобразовываются в республики и принимают декларации о суверенитете. Объявляет о своем выходе из состава России Чечня. Длительное время это нестабильное состояние сохраняется. Перелом происходит с подписанием в 1992 г. Федеративного договора, обеспечившего государственное единство федерации и ставшего основой системы двусторонних договоров между органами государственной власти федерации и субъектов федерации. Эти документы закрепили существующее положение и остановили деструктивные тенденции.
Введение поста президента нарушило прежнюю систему управления, в которой Съезду принадлежала вся полнота всех форм власти. Урегулировать отношения между этими двумя институтами власти поправками к старой Конституции не удалось, что стало причиной политического кризиса, который закончился в 1993 г. вооруженным противостоянием. В результате съезд был разогнан, Советы всех уровней распущены, и советская власть прекратила свое существование.
12 декабря 1993 г. была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации. Согласно ей одним из базовых принципов государственного управления является принцип разделения властей. Высшим органом законодательной власти становится Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Половина депутатов Государственной Думы избирается по партийным спискам, а половина – по одномандатным избирательным округам. Первый состав Совета Федерации тоже избирался, но это было обусловлено тем, что к этому времени подавляющее большинство глав субъектов федерации было назначено Президентом. После двухлетнего переходного периода членами Совета Федерации были сделаны главы исполнительной и законодательной власти субъектов федерации.
Главой государства стал президент. Формируемое им правительство требует утверждения Государственной Думой и может быть отправлено ею в отставку. Аналогично и Дума может быть распущена решением президента. Существует возможность импичмента главы государства, но его процедура достаточно сложна.
Судебная власть представлена судами, высшими из которых являются Конституционный Суд (надзирающий за соответствием Конституции нормативных актов), Верховный Суд (высший орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам), Высший Арбитражный Суд (высший орган по разрешению экономических споров)120. В Конституции была сделана попытка обеспечить независимость прокуратуры, но эта проблема решена не совсем последовательно.
Конституция 1993 г. скрепила расползающееся юридическое пространство федерации, обеспечив верховенство федерального конституционного законодательства над региональным, но проблема приведения их в соответствие на этом этапе не была решена. Не было создано и действующего местного самоуправления121.
Правление президента В. В. Путина (с 1999) стало периодом дальнейшего укрепления российской государственности. При новом президенте продолжается деятельность по развитию властных институтов в направлении их более успешного и эффективного функционирования. Благодаря тому, что в декабре 1999 г. на выборах в Государственную Думу сторонники демократического развития добились убедительной победы, которая была усилена последующими выборами 2003 г., у власти появилась возможность продолжить реформирование государственного управления в стране без противостояния с законодательной властью.
В 2000 г. президент предпринимает значительную административную реформу, которая должна была укрепить государственное единство и обеспечить верховенство Конституции РФ на всем пространстве государства. На этом этапе создаются семь федеральных округов, в подчинении которых сосредотачиваются функции по контролю над силовыми и судебными органами, а также по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным. Параллельно изменяется порядок формирования Совета Федерации, членство в котором постепенно переходит от глав исполнительной и законодательной власти субъектов федерации к их выборным представителям. Формируется процедура отстранения от должности глав регионов и глав местного самоуправления, процедура роспуска местных и региональных органов законодательной власти. Главы регионов составили Государственный совет – совещательный орган при президенте, призванный обсуждать актуальные проблемы, стоящие перед государством, и предлагаемые пути их решения.
В результате контртеррористической операции был восстановлен конституционный порядок в Чеченской республике, которая постепенно включилась в устанавливаемое в Российской Федерации единое правовое пространство. К 2004 г. процесс приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным практически завершился.
Следующий этап административных реформ был связан с попыткой введения в действие новой системы организации местного самоуправления. Кроме этого, была проведена важная реформа избирательного законодательства, обеспечившая больший порядок на партийном пространстве России, которое было избавлено от организаций, не имевших значительного политического веса.
В начале 2004 г. происходит реформа федерального правительства, в ходе которой значительно реорганизуется структура этого органа. Президент стремится значительно ограничить его функции и четко определить полномочия.
В 2005 г. произошла очередная административная реформа, которая изменила порядок выборов глав исполнительной власти субъектов федерации и депутатов Государственной Думы. Депутаты будут избираться только по партийным спискам: произошел полный отказ от мажоритарной системы выборов. Глав исполнительной власти региона стали избирать высшие законодательные органы субъектов федерации по представлению президента. Очевидно, что эти реформы являются закономерным продолжением политики В. В. Путина по укреплению вертикали власти и построению целостного и сильного государства.
Вместе с тем до сих пор остаются нерешенными вопросы об экономически целесообразном административно-территориальном делении страны, о построении эффективно действующей модели федеративных отношений. Эти проблемы невозможно решить без выхода за существующую схему административных единиц, представляющих собой как регионы, сформированные по территориально-демографическому принципу, так и национально-территориальные автономии.
Контрольные вопросы:
Почему Учредительное собрание было разогнано большевиками?
Какие органы власти противоборствовали в период двоевластия?
Какие основные антибольшевистские организации существовали в период Гражданской войны?
Последовательно назовите должности, соответствовавшие статусу главы государства в Советском Союзе в 1917–1942 гг.
Как назывался высший орган государственной власти в годы Великой Отечественной войны?
Когда Совнарком был преобразован в Совет министров?
Какие цели декларировала Перестройка?
Какова основная цель административных реформ В. В. Путина в 2000 и 2004 гг.?
Задания для углубленного изучения:
В чем причина двоевластия между февральской и октябрьской революциями?
Опишите суть реформы Н. С. Хрущева по введению совнархозов.
Почему Перестройка завершилась распадом Советского Союза?
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе