logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.

В годы Гражданской войны (1917–1920) на территории России образовывались различные антибольшевистские правительства, которые с различной степенью успешности пытались организовать сопротивление узурпаторам. Все они могут быть условно разделены на три группы: областные, национальные и общероссийские. Областные правительства, как правило, возникали в период управленческой неразберихи для замещения органов центральной власти, разгромленных в ходе переворота. Подобные правительства существовали недолго и, в основном, склонялись к поддержке правительств общероссийских. Национальные правительства занимались национально-освободительной борьбой против сторонников государственного единства России. Кроме правительств Финляндии, Польши и прибалтийских республик, эти органы власти оказались противопоставлены общероссийским антибольшевистским правительствам. Они дезорганизовывали сопротивление и, в конечном счете, помогли новой власти разгромить оппозицию и захватить контроль над страной. После этого они сами были уничтожены и заменены марионеточными пробольшевистскими правительствами.

Первым общероссийским антибольшевистским правительством был Донской гражданский совет, созданный на Дону казаками и руководством Добровольческой армии. Его возглавили Л. Г. Корнилов (командование Добровольческой армией), М. В. Алексеев (гражданское управление) и А. М. Каледин (управление Донской областью и командование Донским казачьим войском). Совет восстановил гражданские свободы и права собственности, отменил рабочий контроль и национализацию, признал права автономий и выступил за продолжение участия в мировой войне. После разгрома войск Донского совета и самоубийства А. М. Каледина он прекратил свое существование.

8 июня 1918 г. в Самаре был образован Комитет членов Учредительного собрания (Комуч) под руководством В. К. Вольского. Комуч провозгласил себя временным высшим органом власти, декларировал гражданские свободы, принял красный флаг в качестве государственного, признал право на 8-часовой рабочий день, денационализировал промышленность и банки, восстановил представительные органы власти. 8–23 сентября 1918 г. в Уфе разнородный альянс антибольшевистских сил (в том числе и Комуч) учредил Временное Всероссийское правительство – Директорию под руководством Н. Д. Авксентьева.

18 ноября 1918 г. адмирал А. В. Колчак сверг Директорию и провозгласил себя верховным правителем России. В ответ на это в Екатеринбурге возникает Исполнительный комитет под руководством В. М. Чернова, образованный бывшими членами Комуча. 21 ноября 1918 г. Исполнительный комитет был разгромлен А. В. Колчаком. Власть верховного правителя признали А. И. Деникин и Н. Н. Юденич – руководители наиболее сильных воинских соединений, сражающихся против большевиков. 4 января 1920 г. после ряда сокрушительных военных поражений, оказавшись не в состоянии обеспечить себе достаточную социальную поддержку, А. В. Колчак передал полномочия верховного правителя А. И. Деникину. В апреле 1920 г. А. И. Деникина сменил П. Н. Врангель в качестве командующего Добровольческой армии и руководителя небольшевистской России.

В ноябре 1920 г. с взятием большевиками Крыма организованное сопротивление их режиму прекратилось. С этого момента можно говорить об окончательной победе советской власти и установлении режима большевиков на почти всем пространстве бывшей Российской империи. Начинается политическое оформление нового порядка и нового режима управления.

Основанием для существования новой системы государственного управления в России становится первая советская конституция, принятая V Всероссийским съездом Советов и вступившая в силу 19 июля 1918 г. Базовым понятием нового конституционного порядка стала диктатура пролетариата, для обеспечения которой и вводились новые органы власти111.

Конституция сохранила сложившееся соотношение полномочий между Съездом, ВЦИКом и Совнаркомом. ВЦИК из постоянно действующего органа власти превратился в орган, работающий на сессионной основе. Его состав вырос до 300 человек, а поэтому пришлось образовать постоянно действующий Президиум ВЦИК, который возглавлял его председатель. После смерти Я. М. Свердлова (1919) этот пост занял М. И. Калинин. При нем деятельность ВЦИКа стала номинальной.

30 ноября 1918 г. в рамках системы советской власти был сформирован Совет рабочей и крестьянской обороны для координации деятельности всех органов власти для обеспечения победы в Гражданской войне. Этот орган играл важную роль в процессе войны, но после ее завершения в апреле 1920 г. был упразднен.

Постепенно расширяется система наркоматов. Возникает Наркомат по железнодорожным делам, Наркомат государственного призрения, Высший совет народного хозяйства (для управления национализированным имуществом), Наркомат народного контроля, Наркомат здравоохранения. Комитет по военным и морским делам преобразуется в Наркомат по военным делам и Наркомат по морским делам, Наркомат торговли и промышленности – в Наркомат торговли, а Наркомат по железнодорожным делам – в Наркомат путей сообщения. Упраздняются созданные для левых эсеров наркомат государственных имуществ и наркомат по местному самоуправлению. В сентябре 1918 г. образуется Революционный военный совет (Реввоенсовет), которому подчиняются оба военных наркомата. Сложившаяся схема из 18 наркоматов была утверждена в Конституции.

Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), игравший ключевую роль в управлении экономикой государства, непрерывно эволюционирует на протяжении всего периода становления советской власти. Постепенно в его составе начинают выделяться в качестве основных структурных единиц главки, формируемые по принципу отраслевой принадлежности и типу продукции.

Местная власть структурируется следующим образом. Высшим органом власти в губернии, уезде, городе и волости был соответствующий съезд Советов. Губернские и уездные съезды составлялись из представителей городских и волостных Советов, волостные съезды – из представителей сельских Советов. Исполняли решения съездов и Советов исполнительные комитеты (исполкомы). Некоторое время существовали и областные объединения Советов (области образовывались на базе нескольких губерний), но к концу Гражданской войны их деятельность была прекращена.

Одновременно с этим в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) образуется ряд национально-территориальных автономий, которые отдельными анклавами «вторгаются» в старую систему административно-территориального деления России. Эти образования тоже возглавляются Советами и исполкомами. Правительство РСФСР образует стратегические союзы с марионеточными правительствами республик, не входящих в ее состав.

Ко времени завершения Гражданской войны практически на всем пространстве бывшей Российской империи за исключением ряда территорий утвердились большевистские правительства. Кроме РСФСР существовали находящиеся с ней в тесных договорных отношениях Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская ССР, Бухарская, Хорезмийская и Дальневосточная республики112. На этом этапе органы власти РСФСР фактически выполняли роль органов власти союза республик, а представители национальных республик были введены в состав руководства РСФСР. Национальные партийные организации существовали в составе партии на правах областных парторганизаций.

В развитие сложившихся тенденций в марте 1922 г. возникает Закавказская федерация, а уже в декабре 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов утверждает Декларацию об образовании СССР (Союза Советских Социалистических Республик) на базе РСФСР, ЗСФСР, БССР и УССР. Позднее в его состав входят Туркменская ССР и Узбекская ССР (1925); Таджикская ССР (1931); Армянская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР (все три вместо ЗСФСР в 1936); Казахская ССР и Киргизская ССР (1936); Молдавская ССР, Эстонская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР, Карело-Финская ССР (1940).

В 1924 г. принимается Конституция СССР. В ней разграничивались полномочия между органами власти республик и Союза. Были определены высшие органы власти: съезд, ЦИК СССР и Совнарком СССР. Пост руководителей ЦИК СССР был коллективным, в составе этого органа были выделены союзный Совет и Совет национальностей, который должен был отстаивать права национальностей в СССР113.

В 1932–1934 гг. упраздняется ВСНХ и из него формируются ряд отраслевых наркоматов, которые и возьмут на себя управление различными отраслями промышленности. Этот процесс завершается в 1939 г. созданием целой сети промышленных наркоматов.

Примерно в это же время в СССР завершается становление административно-командной системы – особой формы бюрократического руководства, основанного на полном сращивании партийных и государственных органов, чрезвычайных методах управления и жестком кадровом контроле. Складывается номенклатура – система должностных списков с порядком назначения на них (для должностей в системе государственного управления).

В эти же годы осуществляется ряд реформ, имеющих принципиальное значение для дальнейшего развития государства: военная реформа создает институт призыва и довоенную подготовку, судебная система организует вертикаль судебной власти (от народного суда до Верховного Суда СССР). Параллельно возникают не предусмотренные Конституцией особые органы, которые служат власти для осуществления массовых репрессий. Вводится система воинских званий (1940), государственных и военных наград.

Изменяется и административно-территориальное деление страны. Возникает многоуровневая система управления: органы власти СССР, органы власти ССР, органы власти АССР в составе ССР, области или края, органы власти АССР в составе края или автономного округа в составе области, органы власти города или сельского района, органы власти городского района или сельского населенного пункта. При декларировании автономии каждого уровня в системе государственного управления из-за признания руководящей роли Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) на практике никакой автономии не было, а вся власть принадлежала жесткой вертикали партийных органов.

В 1936 г. была принята новая Конституция, которая формально была значительно либеральнее предшествующей. В ней вводилось всеобщее избирательное право, признавались права и свободы граждан. На практике гражданские права и свободы были по-прежнему крайне ограничены, и уже в 1937–1938 гг. государство стало проводить политику массовых репрессий против своих граждан. Съезд Советов заменился двухпалатным Верховным Советом (Совет Союза и Совет национальностей), ВЦИК – Президиумом Верховного Совета. Происходит попытка разделения законодательной и исполнительной власти. В 1938 г. на основании нового Основного закона были проведены выборы в Верховный Совет, Председателем Президиума Верховного Совета вплоть до 1946 г. стал М. И. Калинин114.