5.7.2. Функционально-структурная подсистема
Функционально-структурная подсистема системы государственного управления представляет собой совокупность функций государственного управления, распределенных по различным элементам его структуры.
Иными словами, это не просто набор функций государственного управления, но такой набор, при котором каждая из функций соотносится со структурным подразделением, которое ее осуществляет.
Целеполагание выступает основной составной частью процесса управления, так как именно оно задает направление, в котором будет осуществляться управление, а значит, является исходным для выбора методов и ресурсов, необходимых для осуществления управления.
Перед государством, разумеется, стоит не единственная цель управления, но множество таких целей, так как управляющая деятельность государства касается всего общества и в различных его сферах должна осуществляться одновременно (см. § 1.2.2). Многоцелевой характер деятельности государства вынуждает нас говорить об иерархии целей как необходимом условии осуществления государственного управления.
Формирование такой иерархии целей представляет собой весьма значительную проблему, так как сама многоплановость общественной жизни затрудняет адекватное соотношение значимости целей, относящихся к совершенно разным областям жизнедеятельности общества.
Иерархия стратегических целей развития Российской Федерации содержится в Конституции РФ, а иерархия тактических целей, которые и выступают реальными ориентирами развития, подразумевает наличие у государства концепции общественного развития, основные положения которой даются в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ. В соответствии с основными положениями этого послания определяются генеральные направления государственной политики, нацеленные на достижение определенной цели развития. Происходит конкретизация глобальных целей в конкретные цели, стоящие перед теми или иными органами государственной власти.
Конкретные цели могут быть трех видов:
цели-задания – цели управления социальной системой, ориентированные на достижение конечной цели;
цели-ориентации – выражают общие интересы коллектива, который осуществляет цели-задания;
цели самосохранения – отражают стремление управляющей организации сохранить свою целостность в процессе управления.
Цели-задания приводят к возникновению двух остальных видов целей, которые необходимо учитывать в прогнозировании и планировании управляющей деятельности, ибо они могут практически полностью ее затормозить или, наоборот, сделать более быстрой и эффективной.
Целеполагающая управляющая деятельность требует затрат ресурсов государственного управления. К ресурсам государственного управления относится все, что можно использовать для достижения целей государственного управления. Основными видами ресурсов являются материальные и человеческие. Кроме них выделяют:
правовой ресурс (законодательство и правовая культура людей);
ресурс демократии (возможности самоорганизации общества на основе прав и свобод человека);
организационный ресурс (повышающий рациональность и эффективность деятельности);
ресурс знания (информационные и технологические возможности людей).
Производной от цели является функция.
Функция социального института – это способ налаживания соответствия между ним и некоторой общественной потребностью.
Цель определяет задачи, этапы достижения цели, функции же выступают конкретными видами деятельности для решения этих задач. Цели и задачи направлены на конечный результат управляющей деятельности, а функции – на процесс достижения цели и решения задач.
Любой государственный орган направлен на решение внешних и внутренних задач. При этом он реализует целую систему функций, видов управляющего воздействия. Каждый из них обладает условной самостоятельностью, но только совместно они обеспечивают решение стоящих перед органом задач.
Для выполнения отдельных функций в органе выделяются структурные подразделения. Таким образом, структура органа является производной от набора его функций. Так складывается функционально-структурная иерархическая подсистема в системе государственного управления.
Государство как управляющий институт ставит перед собой иерархию целей развития, которые подразумевают выполнение им определенных функций в обществе. Для выполнения этих функций государство выделяет внутри себя определенные органы (внутреннюю структуру), при этом каждый из этих органов выполняет конкретную государственную функцию (или их набор). Выполнение этим органом определенных функций означает стоящую перед ним цель управления второго порядка, которая подразумевает выполнение ряда функций по достижению этой цели. Для обеспечения этих функций второго порядка формируется структура данного государственного органа и внутри него – структурные подразделения второго порядка, которые обеспечивают одну или несколько функций второго порядка.
Этот процесс последовательной конкретизации управленческой деятельности по функционально-структурным составляющим может продолжаться и дальше, и конечным его звеном всегда выступает конкретное должностное лицо, имеющее свое место в структуре государственной власти и выполняющее свои определенные функции.
Функции управления могут быть основными и специальными. Среди основных функций выделяют политические и административные. Специальные функции являются дополнительными к основным. Зачастую основные функции одного структурного подразделения являются специальными для другого.
О. А. Тихомиров предложил следующую классификацию функций управления:
руководящие (полномочия базируются на категориях «руководить», «решать», «направлять», «определять», «утверждать»);
регулирующие (полномочия базируются на категориях «регулировать», «устанавливать», «обеспечивать»);
расчетно-информационно-аналитические (полномочия базируются на категориях «изучать», «разрабатывать», «подготавливать», «рассматривать», «оценивать», «информировать»);
организационные (полномочия базируются на категориях «организовывать», «координировать», «согласовывать», «инструктировать», «содействовать»);
контрольные (полномочия базируются на категориях «проверять», «заслушивать», «контролировать», «корректировать»).
При осуществлении своих функции структурные звенья управления должны взаимодействовать как по вертикали, так и по горизонтали, как для осуществления одной и той же функции, распределенной между различными звеньями, так и для того, чтобы различные исполняемые функции могли приводить к согласованному результату. Для этого необходима организация структуры управления, построение которой является одной из сложнейших задач государственного управления.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе