4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
Вхождение в состав монгольского государства стабилизировало систему государственного управления нашей страны. Попытка включить Русь в единую систему государственного управления Монгольской империи и насадить в ней собственную администрацию оказалась неудачной, и Русь оказалась в исключительном положении среди других земель. Русский великий князь считался вассальным данником хана Золотой Орды, при этом он получил полное право распоряжаться в своих владениях. Исключение составляла только выдача ярлыков на княжение, которая оставалась в ведении хана. Князь обязан был регулярно платить дань и ездить в Сарай за ярлыком.
При этом, за исключением раннего периода ига, вмешательства монгольских ханов во внутреннее управление русскими землями не происходило. Отдельные татарские военные подразделения после начала распада Золотой Орды иногда совершали набеги на Русь, но причиной были, как правило, репрессии против татарских представителей в отдельных городах или неповиновение некоторых князей.
Ослабление могущества Монгольской империи, в ходе которого Золотая Орда стала независимой от Карокорума, а затем и сама начала погружаться в феодальную раздробленность, привело к росту самостоятельности владимирских великих князей. Независимость Руси последовательно нарастала при преемниках Ярослава Святославе Всеволодовиче (1246–1247), Михаиле Ярославовиче (1247–1248), Андрее Ярославовиче (1249–1252), Александре Ярославовиче (1252–1263), Ярославе III (1263–1272), Василии Ярославиче (1272–1276), Дмитрии Александровиче (1276–1283, 1284–1293), Андрее Александровиче (1283–1284, 1293–1304), Михаиле Ярославовиче (1304–1317).
Татаро-монгольское иго приводит к постепенному отказу от «лествичной» модели управления. Для самой Золотой Орды была характерна наследственная передача власти в роду Чингиса, поэтому и великокняжеские ярлыки они со временем начинают выдавать в нарушение древнерусских традиций сыновьям князя, установившего с ними наиболее тесные взаимоотношения. Андрей Ярославович получает ярлык по завещанию отца в обход дядей и старшего брата. Позднее татары даруют ярлыки представителям двух конкурирующих домов, московского и тверского, стремясь чередовать их у власти. При этом нарушается традиционный порядок наследования и закладываются предпосылки для возникновения системы наследования по праву старшего сына. Михаилу Ярославовичу Тверскому наследует Юрий III (1317–1322), а ему Дмитрий Михайлович (1322–1326) и Александр Михайлович (1326–1327) Тверские. В 1327 г. происходит закрепление великокняжеского ярлыка за московскими князьями, что означает значительное ограничение «лествичного» права. Великим князем становится Иван I (1327–1340), перенесший столицу государства в Москву83.
При Иване Калите происходит становление удельно-вотчинной структуры, по-новому организовавшей систему управления землями, подвластными московским князьям. Основой удельно-вотчинной системы стало право каждого из Калитичей на удел в составе Московского государства, являющегося коллективной собственностью семьи. Из состава удела член княжеской семьи мог выделять вотчины во владение служилым людям, продолжаясь считаться хозяином этих земель. Вотчинники становились «арендаторами» княжеских земель, что приближало московскую систему земельного управления к образцу, созданному в свое время Андреем Боголюбским.
Москва становится экономическим, политическим и религиозным центром Руси (чему способствует переезд туда митрополита84), и это усиливает ее претензии на роль объединителя русских земель. Тем не менее Иван продолжает политику разделения владения на уделы между своими сыновьями, что ослабляет государство после его смерти. Ранняя смерть Симеона Ивановича Гордого (1340–1353) и недолгое правление Ивана II (1353–1359) предотвращают распад, т. к. Московское княжество целиком переходит к Дмитрию Ивановичу Донскому (1359–1389). При Иване II княжеством фактически управляют бояре, приближенные к князю. Формирование сильного боярства, способного верно служить собственному правителю, оказалось возможным именно потому, что главной опорой власти перестали быть родичи, но окончательно стали «милостники», связывающие все свои карьерные перспективы с процветанием князя и его княжества. Создание такой общественной прослойки – главный организационный успех Москвы в династической войне периода завершения феодальной раздробленности.
При Дмитрии Донском происходит Куликовская битва, на время прервавшая татаро-монгольское иго, и хотя иго было вскоре восстановлено, победа эта имела принципиальное политическое значение. Власть Орды над Русью становилась все более и более формальной, и возможности золотоордынских ханов в деле кадровых изменений в русском руководстве были ограничены. Над Русью окончательно утвердилась власть Москвы.
Политику централизации продолжает Василий I (1389–1425), при котором окончательно была преодолена феодальная раздробленность в Московском княжестве и развиты монархические отношения подчинения (принцип «господин-слуга»), при помощи которых организовывалось управление. Именно созданная на этой основе управленческая элита Московского княжества оказала решающую роль в последней войне удельного периода, вспыхнувшей на Руси после смерти Василия I между его сыном Василием II Темным (1425–1446, 1447–1462) и племянником Дмитрием Юрьевичем Шемякой (1446–1447). Победа Василия фактически означала утверждение принципа наследования старшим сыном великокняжеского титула и окончательное упразднение «лествичной» системы. С этого момента начинается становление русского абсолютизма.
Формирование модели централизованного самодержавного управления в Московской Руси связано с периодами правления Ивана III (1462–1505) и Василия III (1505–1533), которые создали систему управления, сосредоточившую в руках великого князя практически неограниченную власть. В Московском княжестве князь становится главой административной и судебной власти. При великом князе существовала Боярская дума, в которую входили наиболее могущественные феодалы85.
Великие князья московские взяли курс на упразднение удельной системы на всем пространстве Руси. По мере присоединения к Московскому княжеству других владений удельные порядки там упразднялись, а в качестве правителей садились великокняжеские воеводы, которым удел отдавался в «кормление». Вотчинное владение начинает преобладать над удельным. Удельные князья и бояре утрачивают свою независимость перед князем и становятся его подданными.
Примерно в это же время на Руси возникает концепция «третьего Рима» и развивается идея о богоизбранности княжеской власти. В некоторых документах уже Иван III называет себя царем.
Территориальные приобретения этого времени – Ярославское княжество (1463), Ростовское княжество (1474), Новгородская земля (1478), Тверское княжество (1485), Вятская земля (1489), Псковская земля (1510), Смоленск (1514), Рязанское княжество (1521). Система «кормления» достигает наивысшей точки своего развития; местные управители «кормятся» за счет населения и взимают с него пошлины, но не получают жалование, что служит причиной злоупотреблений. Кормленщики являются высшей судебной, административной, полицейской и военной властью на местах.
В центре существовало два ведомства: казна и дворец. Дворец ведал личными землями великого князя, казна была хранилищем денег и государственным архивом (своеобразной канцелярией)86. Дворцовое хозяйство делилось на составные части (пути), ведавшие отдельными областями деятельности: Сокольничий (княжеская птичья охота), Конюший (конюхи, лошади и луга), Ловчий, Чашничий, Стольничий и т. д.
Возникает система местничества. Многочисленное боярство, съехавшееся в Москву, упорядочивается при помощи специальных списков родословия; устанавливается порядок их старшинства, в соответствии с которым они занимают должности на службе у великого князя. На основании местничества формируется управленческий аппарат. Параллельно с боярством начинает складываться дворянство, состоявшее из служилых людей, получавших за свою службу земельное владение (поместье), не передающееся по наследству и находящееся в собственности помещика только на время службы. Помещики были более зависимы от князя и служили ему надежной опорой в борьбе с возможным сопротивлением вотчинников.
Изменяется содержание статуса «боярин». Теперь так называют не крупных землевладельцев, как раньше, а высшее управленческое звено Московского княжества, ближайшее окружение князя. Примерно в это же время титул главы Московской Руси начинает включать в себя все удельные титулы, некогда дававшие самостоятельность от центральной власти, что означает окончательное завершение удельного периода.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе